Открытие выставки, посвященной 220-летию Павла Петровича Мельникова
Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения Павла Петровича Мельникова, первого министра Путей сообщения Российской империи, открылась в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ.
На торжественной церемонии публике были представлены более 120 уникальных подлинных предметов середины ХIХ-начала ХХ вв., связанных с жизнью и деятельностью Павла Петровича.
С приветственным словом выступил Владимир Иванович Мителенко, директор ЦМЖТ РФ. Он отметил выдающийся вклад Павла Петровича в создание железнодорожных магистралей в России, воспитание выдающихся инженеров не только железнодорожного дела, но и мостостроения, что свидетельствует об огромном таланте Павла Петровича и его постоянном стремлении к познанию нового.
Куратор выставки, Людмила Михайловна Ласточкина, провела экскурсию для гостей музея. Она отметила вклад Мельникова в пополнении коллекции музея и акцентировала внимание присутствующих на моделях, привезенных Павлов Петровичем из заграничных командировок, такие как: «Модель снежного плуга для железных дорог», «Модель американского паровоза типа 2-1-0» и многие другие. В 1837 году П.П. Мельников отправился в длительную поездку по Европе для ознакомления с железнодорожным делом. Он посетил Францию, Англию, Бельгию, Германию, Австрию, изучая не только строительство железных дорог, но и заводы, где выпускались паровозы и строительные машины. Затем он продолжил исследования в Северо-Американских Соединённых Штатах, где также изучал технику железнодорожного строительства. Из командировок инженер привез множество чертежей машин и моделей, которые сегодня бережно сохраняются нашим музеем. Интерес у публики вызвала также хромолитография Ливерпуль-Манчестерской железной дороги середины XIX века, которая находится только в коллекции нашего музея.
1 февраля 1842 года был объявлен Указ Николая I о строительстве Петербурго-Московской железной дороги, в соответствии с которым Павел Петрович был назначен начальником Северной дирекции (Петербург–Бологое). Открытая в 1851 году, эта магистраль стала выдающимся инженерным сооружением XIX века. На выставке представлены подлинные фотографии Николаевской железной дороги 1873 г. В их числе — вид моста через овраг и реку Веребье, построенного по проекту ученика П.П. Мельникова, создателя теории расчета раскосных ферм Д.И. Журавского; станция Любань и станция Чудово – местонахождения штаб-квартиры начальника Северной дирекции П.П. Мельникова в 1847-1851 гг.
В 1862 году Павла Петровича назначают главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, а с 1865 года он становится первым министром путей сообщения Российской империи. За время его пребывания на этом посту сеть дорог страны увеличилась более чем на 7000 км.
В 1869 г. Мельников подал в отставку и переехал в Любань на постоянное место жительства. В Любани на его личные средства были построены школа-интернат для детей железнодорожников, дом-приют для престарелых и каменный храм апостолов Петра и Павла, как памятник строителям магистрали Санкт-Петербург – Москва. П.П. Мельников умер 22 июля 1880 г. и был погребен под сводами храма на станции Любань..
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации бережно сохраняет богатейшее наследие Павла Петровича Мельникова, выдающегося инженера, ученого и государственного деятеля, заложившего основы железнодорожного транспорта России, человека, являющего образцом бескорыстного служения Отечеству.