Операция «Искра»: итоги второго дня
К исходу 12 января 1943 года передовые соединения и части ударных группировок обоих фронтов продвинулись на встречу друг другу до 5-6 км, а расстояние между ними сократилось до 8 км. Для развития наступления необходимо было использовать танки Т-34 и КВ в стрелковых соединениях и воинских частях.
Статистика. К началу операции «Искра» общее превосходство сил было на стороне советских войск. Они превосходили противника по личному составу в 4,4 раза, в артиллерии- в 6-7, в танках – в 10 и в самолетах – в 2 раза. Войска были обеспечены в материальном и техническом отношениях и готовы к проведению операции. Для согласования действий Ленинградского и Волховского фронтов, наносивших встречные удары, 27 декабря 1942г. был разработан и утвержден Маршалом Советского Союза К.Е. Ворошиловым план взаимодействия фронтов. Согласно плану, встреча ударных группировок должна была произойти на условной линии, проходившей через Рабочие поселки №2 и №6.
-13 января 1943 года продолжалось наступление наших войск. Наша авиация вела разведку, бомбардировочно-штурмовые действия и прикрывала войска на поле боя. Авиация противника боевые действия вела ограничено. В боях с 12.01.43 захвачены трофеи: орудий -2, минометов 10, пулеметов-35, винтовок – 453, лошадей-30, складов с боеприпасами – 2, складов продовольственных -1, — отмечается в оперативной сводке, подготовленной начальником штаба Ленфронта, генерал-лейтенантом Гусевым.- ВВС фронта провели 3 воздушных боя. Сбит 1 «Фоккер», штурмовыми атаками уничтожено до15 автомашин, подавлен огонь 2 батарей.Всего за день произведено 171 самолетовылет. Наши потери: огнем противника подбит 1 самолет, не вернулись с задания 3.Авиация противника днем парами самолетов со своей территории вела разведку наших войск перед фронтом.. Всего в течении дня отмечено 6 самолетоприлетов.
Погода днем: сплошная облачность. Снегопады. Дымка.Ветер южный т юго-восточный 2-3 м/с. Температура -10 градусов С.
Как отмечается в исследовании «Подготовка и проведение операции «Искра», подготовленном С.Н.Ковалевым, 13 января 1943 года понтонеры возводили танковые переправы. Правофланговая из трех строившихся переправ была обнаружена противником и разрушена его артиллерийским и минометным огнем. Левофланговая (северная) переправа была закончена раньше центральной, но выбыла из строя при движении первого же танка, который нарушив правила преодоления реки, поломал ее и затонул недалеко от берега. Оставалась центральная переправа, строившаяся в районе Марьино. Она вступила в строй в ночь на 14 января. К 4 часам 30 минутам на левый берег Невы переправилось уже 16 машин. Затем один за другим пошли на левый брег тяжелые и средние танки 152 тбр полковника П. И. Пинчука. К рассвету бригада оказалась на левом берегу, готова вступить в бой.
Экскурсии, посвященные теме защиты и спасения блокадного Ленинграда, сегодня проходят в филиале ЦМЖТ РФ — Центре «Знаменосцы Победы» (Садовая, 55). В Музее мостов ( Мучной, 2) откроется 18 января 2024 года выставка «Ленинград в блокаде. Мосты. Дороги. Жизнь».
В информации использованы материалы из новой книги «Прорыв блокады». С этим изданием можно ознакомиться в фондах ЦМЖТ РФ (Садовая, 55). Книга передана в музей полковником Эдуардом Львовичем Коршуновым, начальником научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.