Модель электровоза ВЛ10
Экспонат Центрального музея железнодорожного транспорта России, модель двухсекционного электровоза ВЛ10-001, отражает один из важных этапов в развитии электровозов постоянного тока.
Во второй половине 50-х годов ХХ века такие локомотивы на железных дорогах СССР были представлены односекционными шестиосными ВЛ22, ВЛ23, а также двухсекционными восьмиосными ВЛ8. Уже через десять лет они конструктивно устаревают.
К 1960 году в конструкторском бюро Тбилисского электровозостроительного завода был спроектирован новый электровоз. Как и ВЛ8, он имел восемь осей, но мощность одного двигателя составляла 650 кВт в часовом режиме, в отличие от 525 кВт у его предшественника. Электровоз был оборудован устройством для выравнивания нагрузок от колёсных пар на рельсы. Конструкционная скорость локомотива была установлена 100 км/час, конструкционная масса равнялась 172 тоннам. Первоначально электровоз получил обозначение Т8 (тбилисский 8-осный), затем был переименован в ВЛ10.
Испытания Т8-001 проходил на участке Тбилиси – Зестафони Закавказской железной дороги, Кропачёво – Челябинск Южно-Уральской железной дороги, а также на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке под Москвой.
В 1962 году был построен второй локомотив этой серии, с 1964 года электровозы ВЛ10 строились в небольшом количестве. С 1968 года был начат их крупносерийный выпуск.
В производстве данных локомотивов принимали участие предприятия всего Советского Союза. Выпускались они с 1961 по 1975 годы на Тбилисском и Новочеркасском заводах. Затем продолжалось производство усовершенствованного варианта ВЛ10У. Всего было выпущено свыше 2700 локомотивов. Они работали на всех участках железных дорог СССР, электрифицированных постоянным током.
В настоящее время большое количество электровозов ВЛ10 продолжает эксплуатироваться не только в России, но и в других странах СНГ.
Экспонирующаяся в музее модель ВЛ10-001 была изготовлена на фабрике наглядных пособий МПС в 1964 году и представлена в зале истории локомотивов советского периода.