Коллекция альбомов фотографий ЦМЖТ
Строительство Китайско-Восточной железной дороги неразрывно связано с сооружением Великого Сибирского пути как в историческом временном аспекте, так и в контексте выбора пути России. Поэтому В коллекции особое место занимают альбомы фотографий, посвященные строительству и эксплуатации Китайской Восточной железной дороги, а также истории строительства мостов Китайской Народной Республики.
В коллекцию входят 13 альбомов, включающих в себя 5452 изображения.
К наиболее редким артефактам по данной тематике относится альбом фототипий «I Уссурийский железнодорожный батальон на Императорских Северных Китайских железных дорогах 1900-1902» Агнии Павловны Динесс, сестры Александра Павловича Хлебникова – одного из лучших фотографов Хабаровска. В одном из своих писем она писала: «ездила по ветке Маньчжурской дороги по заказу строителя и начальника участка господина Свиягина, снимала места, указанные им, где производились работы». (Николай Сергеевич Свиягин – инженер путей сообщения, знаток Дальнего Востока и Маньчжурии. Один из основателей Харбина).
Альбом издан в 1902 г. Снимки оформлены в кожаный переплет коричневого цвета с золотым обрезом. Альбом содержит 98 фототипий с фотографий, размещенных на 98 прямоугольных листах светло-бежевого цвета, имитирующих паспарту. Название альбома нанесено золотым тиснением в центральной части передней крышки альбома. На фототипиях изображены виды гражданских сооружений, железнодорожных станций, мостов, паровозных депо.
26.05.1895 г. по Высочайшему повелению императора Николая II в составе Инженерных войск для обслуживания Южно-Уссурийской железной дороги сформирован 1-й Уссурийский железнодорожный батальон с местом пребывания в г. Никольск-Уссурийском Приморской области Российской империи. Батальон был сформирован по штатам военного времени в составе 4 рот, для чего выделено по одной роте 2-го и 3-го железнодорожных батальонов. В 1897 г. в батальоне были сформированы 5-я и 6-я роты.
В 1900-1901 гг. батальон участвовал в Китайском походе. По Высочайшему повелению императора Николая II за отличия в боях были пожалованы Знаки на головные уборы с надписью «За Тяньцзинь в 1900 году» 2-й железнодорожной роте, «За отличие против Китайцев в 1900 году» – 3-й и 5-й ротам.
В 1904-1905 гг., во время Русско-Японской войны, батальон участвовал в обороне крепости Порт-Артур. За отличия в боях Знаки на головные уборы с надписью «За Порт-Артур в 1904 году» пожалованы 4-й железнодорожной роте.
В 1910 г. 1-й Уссурийский железнодорожный батальон переименован в 1-й Сибирский железнодорожный батальон.
Командиры 1-го Уссурийского железнодорожного батальона:
подполковник, полковник с 05.1898 г. Д.Л. Хорват – 14.06.1895-07.04.1899;
полковник П.К. Келлер – 07.04.1899-31.01.1901;
подполковник, полковник с 19.10.1903 г. барон фон дер Ропп Е.Э.
подполковник, полковник с 26.12.1905 г. М.А. Печковский – 20.12.1903-16.07.19010.