Книга «Тюмень-Омская железная дорога»
«Книжная капелла» — один из самых необычных книжных магазинов Петербурга. На его полках хранится семь тысяч репринтов дореволюционных изданий: книги об искусстве, науке, исторические журналы XVII-XIX веков, раритеты из библиотеки Сибири и Дальнего Востока, старинные картографические издания. Благодаря многолетнему сотрудничеству редкие дореволюционные публикации, отражающие историю железных дорог России и мостостроения, периодически пополняют библиотечных фонд нашего музея. На днях директор «Книжной капеллы» Ирина Сергеевна Хотешева передала ЦМЖТ РФ репринтное издание 1904 года «Тюмень-Омская железная дорога». В данном исследовании инженер путей сообщения Григорий Васильевич Андриянов объясняет преимущества возведения и эксплуатации этого железнодорожного участка пути. Тюмень-Омская железная дорога строилась в 1909-1913 гг., до этого периода почти десятилетие велись бурные дискуссии, куда именно должна идти дорога. В данном издании Г.В. Адрианов высказывает свою точку зрения.
«Строительство Тюмень-Омской железной дороги взамен Екатеринбурго-Курской железной дороги даст:
1. Сберечь 10 миллионов рублей,
2.Сократить транзит на 30 верст,
3.Развить обширный хлебородный район вдоль Сибирского тракта»
Во второй половине XIX века в России встала острая необходимость в быстром перемещении вооружённых сил, пассажиров и грузов на значительные расстояния. Гужевой и речной транспорты не справлялись с поставленными задачами, поэтому правительство начинает финансировать строительство железных дорог по всей Российской империи. В 1885 году ввели в эксплуатацию магистраль Екатеринбург-Тюмень, в 1891 году началось строительство железной дороги Челябинск-Владивосток, в 1896 году – Екатеринбург-Челябинск. В стороне оставались огромные просторы Тобольской губернии, которая являлась одним из крупнейших поставщиков хлеба, масла, сельскохозяйственного сырья.
В самом начале ХХ века предприниматели выдвинули несколько проектов железных дорог, призванных развить экономику и культуру отдалённых уголков Российской империи. Так, на собрании Тобольской городской думы 6 июля 1906 года предложили провести железную дорогу Тобольск — Ялуторовск. Получив всеобщую поддержку, этот план из-за отсутствия средств вскоре оказался забыт, хотя на карту будущего благоустройства Сибири этот вариант все-таки занесли. Правительство решило финансировать совсем другую линию, Тюмень – Омск.
Специальная комиссия Государственной Думы признала, что благодаря именно этой дороге разовьётся хозяйство обширного края, а казна получит новые источники доходов. За рекордно короткие сроки (всего 4 месяца) провели работы по изысканию трассы, и уже к концу 1905 года действительный статский советник Г. В. Андрианов представил проект к рассмотрению в министерство путей сообщения
В 1909 году Государственным Советом и Государственной Думой был принят закон, согласно которому намечалось осуществить прокладку линии от Тюмени до разъезда Омск-пост, переименованный накануне сдачи линии в эксплуатацию в ст. Куломзино (впоследствии ст. Карбышево), протяжённостью 532 версты. Настоящий закон 22 июня 1909 года утвердил император Николай II.
Как отмечается в ряде современных исследований «построенная и введённая в эксплуатацию дорога Тюмень-Омск за довольно короткий промежуток времени (3 года) изменила судьбу большей части Тобольской губернии и Омской области. Территория получила стимул для торгово-промышленного, политического и культурного развития, начался новый, более сильный приток переселенцев из центральной части империи. По железной дороге из Тобольской губернии вывозили масло, муку, меха, лес, ввозили земледельческие орудия и машины, мануфактуру, предметы роскоши».