Книга «Район Кяхтинской железной дороги»
Репринтное издание 1913 года «Район Кяхтинской железной дороги» передано в дар нашему музею директором магазина «Книжная капелла» Ириной Сергеевной Хотешевой.
Кяхтинская железная дорога проектировалась для соединения рельсовым путем Кяхты (ныне республика Бурятия) с Сибирской магистралью, что подразумевало экономическое развитие западной части Забайкалья и значительной части Монголии.
В конце XIX — начале XX в. одним из приоритетных направлений азиатской политики Российской империи становится создание торгово-транспортного сообщения со странами Востока. Транссибирская магистраль, Китайско-Восточная железная дорога и Южно-Маньчжурская железная дорога стали наиболее известными воплощениями этих идей. На этом фоне намного менее известным и изученным остается проект Кяхтинской железной дороги. Как отмечают исследователи, первые инициативы по сооружению железнодорожной линии от Кяхты до северных границ Китая появились в начале XX в. на фоне плана китайских властей построить железнодорожную ветку Пекин — Калган. Правительственный интерес к изучаемому проекту прослеживается в период после Русско-японской войны 1904-1905 гг. В качестве полноценной концепции проект был представлен в специальной записке, подготовленной представителями кяхтинского купечества в 1910 г.
В 1912 году под руководством А. Е. Богдановского были осуществлены экономические исследования района и их результаты вошли в данное издание.
Помимо экономических факторов в книге так же представлены статьи о флоре и фауне, климате, полезных ископаемых, занятиях населения района железной дороги и многом другом.
Редакцию осуществлялась земским статистиком П. П. Червинским, который разработал и ввел в практику особый тип местных статистико-экономических исследований, производимых путем сбора данных непосредственно на местах по мелким территориальным единицам.
Издание дополняют фотографии видов Бурятии и Монголии, а также карты: района Кяхтинских железнодорожных линий; полезных ископаемых в районе железной дороги; части Северной Монголии. Проект Кяхтинской железной дороги виделся как способ решения текущих проблем русско-китайской и русско-монгольской торговли, стимулирования экономики Восточной Сибири, реализации транзитного потенциала России и укрепления российского геополитического влияния на территории Монголии. В результате проведенного исследования показан системный и многофакторный характер проекта Кяхтинской железной дороги, ее место в общей геоэкономической стратегии Российской империи.
Решение о строительстве Кяхтинской железной дороги было принято в 1913 г., но начало Первой мировой войны отложило реализацию проекта на неопределенный срок.