День памяти Ивана Георгиевича Зубкова
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ принял участие в возложении цветов к памятному месту метростроя — могиле И.Г. Зубкова в Александро-Невской лавре.
Ровно 80 лет назад, 28 июня 1944 г., погиб Зубков Иван Георгиевич – талантливый советский инженер, начальник строительства №5 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС),начальник управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2),генерал-директор пути и строительства II ранга, Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За оборону Ленинграда».
В 1941 году почти шесть месяцев под его руководством в Ленинграде строилось метро. В планах был пуск первой линии к 7 ноября 1942 года. Строительство остановила война. В годы Великой Отечественной войны сотрудники Метростроя под руководством И.Г. Зубкова участвовали в сооружении железобетонных оборонительных укреплений на Пулковских высотах, на Карельском перешейке, под Лугой и Кингиссепом, укладывали подъездные пути линии Войбокало – Кобона – Коса, портовые сооружения на Ладожском озере, легендарную железнодорожную линию Поляны – Шлиссельбург по которой прошел первый поезд с продовольствием в блокадный Ленинград.
28 июня 1944 г. И.Г.Зубков погиб в авиакатастрофе недалеко от Лодейного Поля выполняя служебное задание. Похоронен в Александро-Невской лавре.
В Мемуарах «Город фронт» генерал-лейтенанта инженерных войск Бориса Владимира Бычевского ситуация описана так:
«Тяжело и сейчас вспоминать о гибели моего хорошего друга Ивана Георгиевича Зубкова, которого я видел в последний раз в Смольном в середине июня 1944 года. Не удалось ему продолжить начатое перед войной строительство Ленинградского метро. О его смерти я узнал 30 июня 1944 года в землянке на берегу Вуоксы, где понтонеры готовились к форсированию этой стремительной реки.
Всякое бывает на войне. Инженер Зубков, как и тысячи других людей, мог погибнуть за три года десятки, а может быть, и сотни раз, ибо в году триста шестьдесят пять дней и столько же ночей. Но, когда я узнал, как это произошло, то мог только сказать: «Какая нелепость!»
Вначале передали из вторых или третьих уст, что командующий Карельским фронтом генерал армии К. А. Мерецков, помня, как отряды Зубкова удачно и быстро восстановили волховские мосты, попросил Ивана Георгиевича лично приехать на Свирь и выслал за ним свой самолет. Самолет, якобы, был сбит. Через несколько дней уже говорили, что произошла катастрофа.
И только спустя еще две недели, когда я вернулся в Ленинград и побывал на могиле Зубкова в Александро-Невской лавре, мне удалось узнать, как в действительности обстояло дело.
Для руководства работами по строительству моста И. Г. Зубков назначил П. И. Богомолова. В состав оперативной группы были включены начальник Воентранс-проекта Ленинградского фронта Н. Я. Кулага и инженер И. Н. Диц. 27 июня они выехали из Ленинграда на автодрезине. И. Г. Зубкова задержали какие-то дела, и он обещал прилететь на самолете в тот или на другой день.
28 июня командир 23-й железнодорожной бригады послал своего адъютанта с машиной встретить и привезти на Свирь к мосту Зубкова, но адъютант возвратился и доложил, что Зубкова он не нашел.
Есть сведения, что какой-то самолет только что разбился при посадке. Тогда И. Н. Диц и П. И. Богомолов спешно выехали сами. У края аэродрома на бруствере окопа они увидели разбитый самолет. Иван Георгиевич и его адъютант Саша Смирнов лежали рядом, покрытые кожанкой Зубкова.
Вот и все…
При осмотре самолета комиссией выяснилось, что все в нем было до предела изношено. Самолет упал с высоты ста метров, полностью потеряв способность планировать. Погибли, конечно, и пилот, и бортмеханик…».
Сейчас коллективом ЦМЖТ РФ совместно с архивами Санкт-Петербурга, АО «Метрострой Северной Столицы», Советом ветеранов ОАО «Метрострой», историками, исследователями и родными героя-метростроевца готовится ряд выставок к 120-летию со дня рождения И.Г.Зубкова. Так сложилось, что молодой, честный, смелый, энергичный генерал, который пользовался большим авторитетом среди ленинградцев, не дожил всего месяц до своего 40-летнего юбилея.
В ходе подготовки проекта получено много интересных сведений и документов. Ниже приводим Справку «Обстоятельства катастрофы самолета ПР-5 № 3385» из архива Совета ветеранов ОАО «Метрострой».
Из интервью писателя, тележурналиста П. А. Алалыкина в программе «Культурный слой. Дорога жизни Ивана Зубкова»
«…в разговоре с Элеонорой Львовной (вдовой И.Г. Зубкова) выяснилась одна, неизвестная прежде, подробность. В ночь с 27-го на 28-е июня на квартиру Зубкову позвонил Л.М. Каганович и потребовал ускорить работы по восстановлению моста. Иван Георгиевич объяснил, что утром в Лодейное поле отправляются опытный мостовик Н.А. Наринян и инженеры П.И. Богомолов и И.Н. Диц. По-видимому, Кагановича это не удовлетворило. Элеонора Львовна помнит, как Иван Георгиевич переспросил: «Нельзя ли послать другого? У меня срочные дела здесь, под Ленинградом». Каганович повторил, что лететь нужно лично Зубкову и лететь немедленно – утром будет самолет».
«Возможно, загадка гибели Зубкова так и останется неразгаданной. Живых свидетелей тех событий практически не осталось, а архивные документы либо утеряны, либо до сих пор засекречены», — отмечает журналист, внук И.Г. Зубкова Алексей Михайлович Еремин в статье «Загадка гибели Ивана Зубкова» ( https://art.spruden.com/opinion/46-2.html)