17 декабря 2024 года в России отмечают День высоких скоростей, приуроченный к запуску регулярного движения поездов «Сапсан»между Санкт-Петербургом и Москвой.
Начало было положено в 2009 году и сегодняшняя веха истории длиною 15 лет ознаменована подтверждением широкой востребованности этого современного и комфортабельного подвижного состава с учётом его высочайшей популярности. Спрос у пассажиров превышает предложения. «Сапсаны» перевезли около 63 млн.пассажиров, совершив путь более 75 млн.км. — это 30 рейсов в сутки. Пассажиры ценят «Сапсаны» прежде всего за скорость, сокращение времени в пути следования, комфорт и уют в салонах, безопасность в движении. Одним словом, « Сапсан» сегодня полностью адаптирован к эксплуатационным условиям в России, на маршрутах Санкт-Петербург-Москва-Нижний Новгород и обратно. Сдвоенные составы сейчас перевозят 1050 пассажиров за один рейс, заботой и улыбками поездной бригады «Сапсана» окружен каждый пассажир.
Вспомним, что первый поезд по Царскосельской железной дороге 30 октября 1837 года преодолел расстояние от Петербурга до Царского Села в 25 км. за 35 минут со скоростью до 45 км/час., это было 187 лет назад, а первый поезд по Санкт-Петербурго-Московской железной дороге 173 года назад преодолел расстояние в 650 км. за 21 час 45 минут с реализацией технической скорости до 50 км/час.

Советский легендарный паровоз П-36 Коломенского паровозостроительного завода, в 50-60-тые годы XX-го столетия водил легендарные поезда «Красная Стрела», реализуя скорость до 125 км/час. на Октябрьской железной дороге между Ленинградом и Москвой — за 7 часов 59 минут. А скоростной электропоезд ЭР-200 покрывал расстояние на этом маршруте за 4 часа 30 минут со скоростью 200 км/час на отдельных участках, работая на маршруте 25 лет.
Вспомним ещё и о «Соколе-250» («ЭС-250») — это опытный Российский высокоскоростной электропоезд двойного питания ( для работы, как на постоянном, так и на переменном токе ) -представитель несостоявшегося семейства «Сокол» , имеющих конструкционную скорость 250 км/час. (генеральный разработчик ЦКБ МТ «Рубин»). Опытный образец был построен к 2000-му году при содействии Министра путей сообщения Н.Е. Аксёненко и РАО «ВСМ».
Вышеприведённые исторические факты — это прородители сегодняшнего скоростного и завтрашнего высокоскоростного движения в России, неустанный и неутомимый труд инженеров корпуса путей сообщения, конструкторов, изобретателей, рационализаторов Российских железных дорог, кропотливый труд учёных разных направлений деятельности.
К 1 апреля 2028 года электропоезда «Белый Кречет» расправят свои надёжные крылья над стальными магистралями России. Завод «Уральские локомотивы» выпустит 43 новых поезда.