Выставка, посвящённая Лавру Дмитриевичу Проскурякову, в Музее мостов
В Музее мостов подготовлена выставка , посвящённая выдающемуся ученому, мостостроителю и педагогу Лавру Дмитриевичу Проскурякову. Выпускник Института инженеров путей сообщения 1877 г., начинал службу на железных дорогах Белоруссии. Благодаря своей инициативности и увлеченности, еще обучаясь в институте, он писал научные статьи. Работая в Департаменте железных дорог и занимаясь проектированием новых искусственных сооружений с 1889 г., Л. Д. Проскуряков начал преподавать в родном ВУЗе. С 1891 г. он стал помощником заведующего механической лабораторией института – профессора Н.А. Белелюбского.
В связи с созданием в 1896 г. Императорского Московского инженерного училища переехал в Москву, совмещал проектирование уникальных мостовых сооружений с работой в механической лаборатории училища и преподавательской деятельностью.
В 1880-е гг. при проектировании моста через реку Сулу на Кременчугской железной дороге ввел новую конструкцию ферм с треугольной решеткой и спроектировал переправу с неразрезными двухконсольными фермами. На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась модель моста через р. Сулу. После выставки ее передали в Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I (ныне ФГБУК ЦМЖТ России). В настоящее время особенности конструкции этого сооружения можно рассмотреть в модели представленной в экспозиции Музея мостов.
В 1895 г. инженер Проскуряков в рекордные сроки, за 4 месяца, спроектировал самый длинный мост на Средне-Сибирской железной дороге через реку Енисей. И опять проект был прорывным. Проскуряков применил новые для России конструкции фермы с параболическим очертанием верхнего пояса. Верхнее строение моста состояло из шести главных ферм длиной по 144 м, переправа занимала второе место в Европе по величине главных ферм. Модель строительства Енисейского моста, изготовленная в Красноярских мастерских Е.К. Кнорре в масштабе 1:50, демонстрировалась в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. Как и модель моста через р. Сулу, была передана в коллекцию Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I (ныне ФГБУК ЦМЖТ России).
В 1903-1908 гг. при сооружении Московской Окружной железной дороги Проскуряков, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым, составил проекты Николаевского и Сергиевского мостов через Москву-реку. Это были первые в стране большие металлические железнодорожные мосты с арочными пролетными строениями. Модель моста императора Николая II через Москву-реку на Московской Окружной железной дороге в масштабе 1:30 выполнили в 1910 г. на фабрике ювелирных изделий И.П. Хлебникова в Москве. Сегодня она находится в коллекции ФГБУК ЦМЖТ России.
В 1913 г. по проекту Лавра Дмитриевича построили мост через р. Амур у Хабаровска (Алексеевский) и завершили сооружение Великого Сибирского пути.
В истории отечественного мостостроения и строительной механики Лавр Дмитриевич Проскуряков занимает одно из первых мест. Оценивая деятельность инженера, его коллега – учёный в области строительной механики, мостостроения и материаловедения профессор Павел Аполлонович Велихов писал о Проскурякове:«…по справедливости может быть назван отцом графоаналитических методов расчета в нашей науке, отцом современной экспериментальной школы в области сопротивления материалов, отцом современных методов преподавания в нашей педагогике и отцом логических ферм в нашем мостовом деле».