Выставка посвященная 150-летию С. Н. Кульжинского
Сотрудники Центрального музея железнодорожного транспорт РФ на основной экспозиции (Садовая, 50) подготовили выставку, посвященную 150-летию со дня рождения инженера путей сообщения Сергея Николаевича Кульжинского.
С.Н. Кульжинский родился 9 февраля 1874 г. в родовом имении в Новгородской губернии, в семье Николая Осиповича Кульжинского, видного инженера и военного.
В 1897 г. окончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. 14 июля 1897 г. определен на службу в Управление водяных и шоссейных сообщений и торговых портов, проработал год в комиссии по устройству коммерческих портов. 19 сентября 1899 г. подписал контракт на три года с акционерным Обществом Юго-Восточных железных дорог, председателем которого был его отец Н.О. Кульжинский.
9 ноября 1900 г. назначен штатным инженером IX класса с откомандированием в распоряжение Правления Общества КВЖД. Принял участие в восстановлении рабочего движения Китайско-Восточной железной дороги. 28 февраля 1902 г. в г. Хабаровске начальник штаба Приамурского военного округа генерал-майор Хлебников вручил С.Н. Кульжинскому медаль в память походов в Китай в 1900-1901 гг. 10 января 1903 г. за выслугу лет и примерную службу произведен в чин титулярного советника. В это же время стал членом Инженерного совета при Министерстве путей сообщения.
В 1902 г. опубликовал первую книгу, посвященную вопросам организации Санкт-Петербургского железнодорожного узла и путям дальнейшего развития транспортной системы столицы. В 1903 г. вышла книга «Железные дороги к Персидскому заливу». 31 октября 1906 г. зачислен на три года в общество Юго-Восточных железных дорог в должности начальника службы движения этой дороги. 28 мая 1907 г. утвержден вторым заместителем управляющего Юго-Восточных железных дорог. 10 марта 1906 г. за десятилетнюю безупречную службу произведен в чин надворного советника.
В 1908 г. принял участие в работе Особой высшей комиссии для всестороннего изучения железнодорожного дела в России под председательством генерал-инженера Н.П. Петрова. 10 ноября 1909 г. стал товарищем председателя комиссии. Комиссия была создана для исследования железных дорог России. 24 января 1911 г. произведен в коллежские советники, 25 марта 1912 г. – в статские советники. 17 июля 1913 г. за научные разработки в различных областях железнодорожного транспорта и работе Особой комиссии для всестороннего исследования железнодорожного дела в России С.Н. Кульжинскому объявлена благодарность. Огромная заслуга инженеров Н.П. Петрова и С.Н. Кульжинского заключается в составлении плана развития русской железнодорожной сети на 1912-1917 гг., вошедшего в их капитальный труд – «О развитии русской железнодорожной сети».
24 февраля 1914 г. С.Н. Кульжинский назначен главным инспектором российских железных дорог. В 1914-1915 гг. С.Н. Кульжинский участвовал в строительстве Тавризской железной дороги.7 ноября 1915 г. вступил во временное исполнение обязанностей начальника Николаевской железной дороги. Им была разработана схема развития Петроградского узла.
Начиная с 1917 г., С.Н. Кульжинский печатался в журналах «Железнодорожное дело», «Вестник путей сообщения», «Вестник Министерства путей сообщения», «Известия Общества востоковедения», «Экономист России», «Железнодорожный ежегодник». Всего за период с 1902 по 1928 г. опубликовал 77 научных работ.
15 сентября 1920 г. получил новую должность – члена Технического совета Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). В период с 1922 по 1928 г. С.Н. Кульжинский курировал деятельность трех железных дорог – Московско-Белорусско-Балтийской, Рязанско-Уральской, Самаро-Златоустовской. В январе 1926 г. назначен начальником Контрольно-технического отдела Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги, в июне 1926 г. вошел в состав Правления этой дороги.
20 января 1933 г. С.Н. Кульжинский арестован и помещен в Самарскую тюрьму Дорожно-транспортного отдела Особого государственного политического управления. 13 декабря 1933 г. осужден по ст.58-7 УК РСФСР. 4 января 1934 г. отправлен на место ссылки в город Свободный, 4 февраля переведен на станцию Тахтамыгда Уссурийской железой дороги V отделения БАМлага, где назначен инженером по строительству участка Байкало-Амурской железной дороги. 26 марта 1937 г. переведен на работу в поселенческий лагерь на станции Магдагачи Амурской железной дороги. В 1940 г. переведен в Хабаровск, в VII отделение Амурлага. 26 декабря 1941 г. С.Н. Кульжинский умер в возрасте 67 лет.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от 27 февраля 1960 г. приговор отменен с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления. В 1960 г. инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский был реабилитирован. 18 декабря 2003 г. Верховный суд Российской Федерации подтвердил данный факт.