Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Впечатляющий инженерный расчет Александровской колонны

30 августа (11 сентября) 1832 года в день тезоименитства императора Александра I в Санкт-Петербурге произошло грандиозное событие. За 100 минут усилиями 1740 солдат подняли Александровскую колонну. Эти цифры приводятся в Описании моделей музеума Института Корпуса инженеров путей сообщения, составленном в 1862 г. преподавателем института инженером Н. Соколовым. Он составил рассказ о «модели лесов, служивших для постановки Александровской колонны в С.-Петербурге».

 

Почему модель лесов, служивших для постановки Александровской колонны, попала в коллекцию музея ИКИПС и описание подъема колонны дал инженер путей сообщения?

 

При выполнении фундамента под колонну использовали технологию, применяемую для мостовых опор. В подготовленный котлован, из которого откачали воду, забили 1250 сосновых свай, применив копер А.А. Бетанкура. Затем котлован залили водой и сваи срезали, отсчитывая высоту от уровня воды, также способом Бетанкура и с применением разработанной им специальной пилы. Однако, наиболее сложным в процессе строительства была работа по подъему монумента. Образцом для выполнения реальных лесов для подъема колонны послужила модель, на которой сначала рассматривали способ проведения работ. Для решения сложнейшей задачи архитектор Огюст Монферран использовал разработки генерал-лейтенанта А.А. Бетанкура, которые уже применялись при сооружении Исаакиевского собора в декабре 1830 года. Гениальные технические идеи первого ректора Института Корпуса инженеров путей сообщения инженера Августина Августиновича Бетанкура по сооружению мостов и зданий внесли огромный вклад в теорию и практику строительной науки.

 

Спустя два года состоялось торжество по освящению Александровской колонны. Она завершила ансамбль центральной площади Санкт-Петербурга. Колонна, воздвигнутая в память победы императора Александра I над императором Наполеоном, стала одним из лучших памятников подобного рода в Европе, а по высоте в 47,5 м, и одной из самых высоких в мире среди подобных монументов, выполненных из цельного гранита.

 

Памятник венчает бронзовая фигура ангела работы Бориса Орловского, отлитая на заводах Чарльза Берда в Санкт-Петербурге. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Так написал про это В.А. Жуковский «…сей ангел, который, непричастно всему, что окружало его, стоял между землею и небом, принадлежа одной своим монументальным гранитом, изображающим то, чего уже нет, а другому лучезарным своим крестом, символом того, что всегда и навеки…».

 

Символично, что день подъема и открытия колонны совпадает с днем переноса в 1724 г. в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга из Рождественского монастыря во Владимире мощей святого благоверного великого князя Александра Невского – святого защитника Северной столицы России. Поэтому и ангел, взирающий на город с вершины Александровской колонны, воспринимается как защитник и один из монументальных стражей Санкт-Петербурга.

 

В 1930-е гг. Институт инженеров путей сообщения был реорганизован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне ПГУПС). Пережила реорганизацию в 1930-е годы и коллекция музея института, часть экспонатов передали на хранение в Государственный Эрмитаж и Музей истории города. В настоящее время модель лесов по подъему Александровской колонны демонстрируется в экспозиции «История Петербурга-Петрограда. 1703-1917 гг.» в Комендантском домике Петропавловской крепости. Однако, в ЦМЖТ РФ остались модели технических разработок А.А. Бетанкура – шпили (кабестаны) разной модификации, пила для спиливания свай под водой. Предметы представлены в экспозиции Музея мостов.

 

Событие по открытию Александровской колонны произошло 190 лет назад, но и сегодня впечатляет инженерный расчет, который позволил осуществить столь грандиозный проект.

Другие новости
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»