Большой Конюшенный мост
В жаркие летние дни жители и гости Санкт-Петербурга наслаждаются водными прогулками по рекам и каналам, любуясь великолепными мостами Северной столицы. Здесь и каменные, и металлические мосты, некоторые из них служат уже более двух столетий. Среди металлических мостов нельзя не обратить внимание на Большой Конюшенный мост через Мойку, спроектированный и построенный в 1828 г. инженером Е.А. Адамом.
В первой трети XVIII века сформировались участки Конюшенного двора и трассы Конюшенных улиц с приходами инославных церквей. Деревянные мосты обеспечивали столь нужную постоянную связь между густонаселенным Адмиралтейским островом и левобережьем Мойки.
В начале XIX века провели коренное преобразование территории, прилегающей к левому берегу Мойки, перестроили здание Придворных конюшен, создали ансамбль Михайловского дворца с садом. Тогда наступил этап замены деревянных мостов на Мойке на новые.
Большой Конюшенный мост должен был в себе соединить «… всю возможную прочность и всю возможную красивость…». Его проект был разработан на основе типовых чертежей архитектора Василия Ивановича Гесте, который в 1807 г. создал «образцовый» проект чугунного моста – первый в истории мостостроения типовой проект металлических мостов. По проекту В.И. Гесте построили Зелёный, Красный, Синий, Поцелуев и некоторые другие мосты. Конструкция была принципиально новой, пролёт моста перекрывался не отдельными арками, а арочным сводом, выполненным из чугунных бездонных ящиков длиной 309 см и шириной 152 см соединенных между собой болтами. Это напоминает современные конструкции тюбингов в тоннелестроении.
В Музее мостов хранится Модель Большого Конюшенного моста, выполненная, уже после его сооружения, в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. В то время модели в масштабе 1:20, 1:30 служили наглядными пособиями для изучения конструкции и технологии сооружения для будущих инженеров. В проекте Большого Конюшенного было применено инновационное решение – по предложению инженера П.П. Базена, в потолке и стенках тюбингов стали делать эллиптические отверстия. Эти изменения позволили облегчить конструкцию и сэкономить металл. Чугунные тюбинги были изготовлены на Олонецком литейном заводе.
Музейная модель передает изысканный архитектурный облик моста, отличавшийся исключительной пышностью. При въездах на мост на парапетах были установлены чугунные торшеры с фонарями, перила – чугунные решетки, выполнили в виде часто расставленных дротиков, с фигурной накладной арматурой из переплетенных венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками. Атрибуты, символизирующие воинскую доблесть, передавали героический пафос и торжество победы в Отечественной войне 1812 г. Фасады пролетного строения закрыты чугунными листами с орнаментом художественного литья. В уголках можно обнаружить рельефные изображения барашков, как дань моде своего времени. Тогда, после наполеоновского похода в Египет, особенную популярность получила египетская культура.
В 1930-е годы Большой Конюшенный мост претерпел реконструкцию, которая позволила усилить конструкцию железобетонным сводом в связи с возникшими деформациями опор и пролетных строений. Это позволило разгрузить чугунный свод и тем самым сохранить мост как памятник архитектуры и инженерной мысли XIX века.
Памятником науки и техники 1 ранга является и музейная модель. Ей уже более 190 лет. Вероятно, интересно сравнить модель и оригинал, и, может быть, найти отличия.