Авторскую лекцию «Великий Сибирский путь — связующее звено регионов» разработал и прочитал для Иркутского государственного университета путей сообщения руководитель отдела фондов музея Сапаров Дмитрий Дмитриевич.
Строительство Транссибирской магистрали — самой протяжённой в мире железной дороги считается выдающимся событием не только в истории инженерной мысли, но и в истории цивилизации в целом. В ходе лекции внимание слушателей было обращено на историографию вопроса, этапы строительства Великого Сибирского пути, рассказано об основных трудностях, с которыми столкнулись инженеры путей сообщения. Студенты ИРГУПС познакомились с уникальными музейными предметами, связанных с историей строительства и эксплуатации Транссиба, расположенных в экспозиции и фондохранилищах музея. Большая часть вышеуказанных предметов экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., например, срез сибирской лиственницы (конца XIX в.), модель парома-ледокола «Байкал» (1899), модель деревянного водоподъёмного здания с квартирой для машиниста (1899), ручной домкрат (1898) и т.п.
Лектор также познакомил слушателей с темой путешествий по железной дороге в начале XX века. В ту эпоху считалось очень престижно и почётно, совершить путешествие из Лиссабона до Владивостока. Министр путей сообщения и министр финансов России С.Ю. Витте в своих «Воспоминания» отмечал, что «не проехав из столицы до Дальнего Востока, нельзя будет называться подлинным русским».