Лекция «У истоков стальных магистралей. Царскосельская железная дорога» знакомит слушателей с историей первой железной дороги России, строительство которой явилось закономерным этапом развития путей сообщения России, обусловленным как исторической, так и экономической целесообразностью. Собрание музейных предметов, отражающих историю Царскосельской железной дороги, включает редкие музейные предметы, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Особое место в коллекции занимает модель паровоза «Проворный» – она была изготовлена в 1839 г., когда настоящий «Проворный» еще курсировал между Петербургом и Царским Селом и является старейшей технической моделью паровоза в мире. Уникальна коллекция подлинных билетов Царскосельской железной дороги.
В нее входит касса с первыми латунными билетами, которые применялись на дороге со дня ее открытия до 1860 г. и контрамарки двора «Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича» для проезда по Царскосельской железной дороге в 1857 г. Огромный интерес вызывают подлинные двухциферблатные телеграфные аппараты Б.С. Якоби, разработанные в 1843 г. и характеризующие начало принципиально нового этапа в развитии телеграфии – применение принципа синхронно-синфазного действия. Интересно, что эти новейшие образцы прогрессивной техники ХIХ в. были изготовлены для «непосредственной службы его Императорскому Величеству». Они использовались для связи между кабинетами главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А. Клейнмихеля в Юсуповском дворце (наб. р. Фонтанки, 115) и кабинетами императора Николая I в Зимнем дворце. Именно по этим аппаратам передавались в том числе и наиболее важные сведения об эксплуатации первой – Царскосельской железной дороги. В настоящее время аппараты находятся в постоянной экспозиции музея.