Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Воспоминания о БАМ Надежды Анатольевны Роот-Тихомировой. ПРИОБРЕТЁННАЯ ПРОФЕССИЯ

Когда мы встречаемся с бамовцами, то наш разговор и воспоминания возвращаются к самому началу нашей юности, нашей работы, нашего становления в профессии.

 

Мне хочется рассказать о любимой профессии — инженер по охране труда, которую я приобрела на БАМе и после возвращения в Санкт-Петербург проработала на заводе ещё 35 лет по этой специальности.

 

А теперь немного истории. В 1975 году мы с подругой Татьяной Рычковой работали в Ленинграде на заводе ГИПХ старшими инженерами: я по профессии механик, Татьяна — строитель. И так получилось, что мы были единственными представителями комсомольцев ГИПХа (первый в России отраслевой химический институт), которые получили путёвки на БАМ. Правда, больше никто и не пытался получить путёвки.

Отряды «Дзержинец» и «Монолит» на Красной площади в Москве. 23 апреля 1975 г.

По пути на БАМ. Остановка в Москве. Слева – направо: Марина Козлова, Надежда Роот, Нина Расникова, Татьяна Рычкова.

По пути на БАМ. Пересадка в Курумкане. Отряд «Монолит». Апрель 1975 года.

Новый Уоян, вертолётная площадка. Апрель 1975 г.

Надежда Роот — работник котлопункта. Новый Уоян, апрель 1975 года.

 

По прибытию на место, посёлок Новый Уоян в Бурятии, нам присвоили профессию сучкоруб 2 разряда. Из-за отсутствия работников пищеблока нас отправили на кухню (котлопункт).

Слева – направо: Татьяна Рычкова, Анатолий Песков, Надежда Роот. Новый Уоян, май 1975 г.

 

Вскоре Татьяне предложили работать по профессии в конторе СМП-572, а мне — работу инженером по технике безопасности. Я категорически отказалась, так как в моем представлении работа сводилась к разгону курильщиков из неположенных мест. По настоянию главного инженера СМП-572 , ознакомившись с должностными обязанностями, я согласилась и впоследствии ни разу не пожалела о принятом решении.

 

Работа для меня была новая. Чтобы требовать соблюдения безопасности на рабочих местах, приходилось читать и изучать нормативную и правовую документацию, учиться работать с людьми и доносить до них свои знания.

 

Я горжусь тем, что однажды спасла жизнь рабочему из бригады по валке леса. Дело было так: приехав на трассу, на участок валки леса, я обнаружила, что большинство ребят из бригады работали без защитных касок, которые, как потом оказалось, находились в вагончике. Проведя внеочередной инструктаж по ТБ, я пообещала, что приеду ещё раз и, если кого увижу без каски, то вся бригада из-за виновников будет  расформирована.

 

На следующий день, выходя из машины, я увидела, что у многих каски висели сзади на поясе. Когда бригада собралась — все были в защитных касках !!!!!

Надежда Роот на трассе.

 

На третий день, чтобы убедиться, что требования безопасности дошли до каждого рабочего, нужно было нестандартное решение. Что я сделала: не доезжая до места, я вышла из машины и, в болотных сапогах по сугробам, стала пробираться к бригаде на звук бензопил. Картина была «Не ждали»!!!  Я была приятно удивлена, но «радость» была, однако, с маленькой ложечкой дёгтя. Все работали в касках, кроме одного, как оказалось самого «упрямого крикуна». Сказав всем, что завтра будет последнее «китайское предупреждение», я уехала.

 

На четвёртый день я не поехала, так как полностью была уверена, что один в поле не воин и против бригады не пойдет, и больше нарушений не будет. Оказалось, что в этот день при валке леса спиленное дерево, падая вниз, задело соседнее дерево. Отлетевшая при падении верхушка дерева травмировала «упрямого крикуна», который в этот день был в защитной каске и что спасло ему жизнь.

Уговаривать носить защитные каски больше никого не приходилось, так как весть об этом случае мигом разнеслась по всей трассе и стала ярким примером выполнения требований техники безопасности.

А самой большой наградой мне стало, когда этот « упрямый крикун», поблагодарив меня, сказал, что своей настойчивостью я спасла ему жизнь, и у него теперь два дня рождения!

Напоминаю всем, находясь на рабочем месте, выполняйте Правила Техники Безопасности!

Выезжая на трассу с проверками, я умудрялась ещё и рыбку половить. Вспомнилась одна история: Приехав в одну из бригад, никого не месте не застала и, чтобы скоротать время, пошла на речку ловить рыбу. Была ранняя весна, вокруг шапками лежал талый снег. Я сидела на берегу узкой бурной речки, сжатой с двух сторон валунами и камнями, держа в руках удилище, леску и мормышку. Периодически закидывала удочку  с надеждой поймать хариуса, но удача обошла меня стороной, что нельзя было сказать о рыбаке, который находился от меня метрах в двадцати на противоположном берегу бурной, звенящей по камням речки. Он всё-таки вытаскивал иногда рыбку. В десяти метрах у меня за спиной на высоком склоне берега росли молодые деревца. Разгребая руками сгнившие листья, я накопала несколько жирных червячков. Но и на червя рыба не ловилась.

Вдруг слышу за спиной треск, кто-то пробирается через молодняк и верхушки деревьев наклоняются то в одну, то в другую сторону. Уже не до рыбалки, оглядываюсь по сторонам… Кричу рыбаку напротив, что там кто-то ходит. «Да, это сохатый», говорит он. В моём понятии сохатый — это лось. Ну, думаю, лось так лось.  Треск усилился. Я кричу: «Это лось?» И слышу в ответ: «Нет, это сохатый – медведь!» И тут, медведь, не выдержав нашей перепалки, зарычал  страшным рыком. Мы мешали ему лакомиться червями.

Волосы встали «дыбом». Я развернулась и побежала по берегу. Я не бежала, а неслась по валунам со скоростью лани. Вот когда надо было фиксировать мировой рекорд по бегу с препятствиями! Бегу, навстречу идёт охотник. Я кричу ему, мол там медведь. Он посмотрел на меня с улыбкой и, наверное, подумал, что городская барышня увидела медведя. И тут медведь снова зарычал. Рык его разнёсся по горам многократным эхом. Улыбка на лице охотника тут же исчезла. Передо мной замелькала его спина и болтающееся на ней ружьё.

Добежав до высокого отвесного берега, охотник стал собирать валежник и раскладывать его кучками. Он объяснил мне, что если медведь будет нас преследовать, то он подожжёт хворост. С одной стороны у нас будет высокий отвесный берег, а с другой – бурная речка, между нами и медведем – костёр. Сколько прошло времени не помню, но медведь больше не рычал и нас не преследовал. Я всё «оттягивала» время, с ужасом думая от обратной дороге к палаткам бригады. Вернувшаяся бригада в полном составе сопровождала меня к машине. Вот такие бывают происшествия в тайге!

 

Материал подготовила Т. Г. Пескова

Другие новости
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»