Первая свадьба в Северобайкальске. Воспоминания о БАМе Татьяны Алексеевны Ахметзяновой
С чего всё начиналось? С мечты, с запаха тайги, с песни «Где-то на сопках багульник цветёт». Но, сначала было посещение райкома комсомола Калининского района города Ленинграда, стажировка на Металлическом заводе и, в заключение, 22 апреля 1975 г. концерт во Дворце Труда, напутствие, ужин и отъезд в Москву.
Была великолепная погода, цвела сирень. Посетили Красную прощадь, Мавзолей, проехали по центру столицы и опять на вокзал. На знаменитую «единичку» по маршруту Москва – Владивосток до столицы Бурятии Улан–Удэ. В поезде сформировался отряд и назвали его «Прометей».
Из Улан-Удэ на вертолёте прибыли на мыс Курлы. Сразу занялись обустройством: палатки установили на 20 человек (1-девичья, 2- мужская). Ребята сделали топчаны и принесли матрасы. Готовили на костре: тушенка, макароны, томатный сок. Был сухой закон. Но песни у костра пелись и без горячительного. За водой спускались по крутому спуску к реке Тыя. Красота необыкновенная: кедры, сосны, багульник! Командиром отряда выбрали Владимира Зенкевича.
Чуть ниже нас находилась площадка строителей СМП-575, которые приехали зимой на вездеходах и благоустроили площадку. Здесь стоял городок из вагончиков. Нам выдали подъёмные по 500 рублей. Я растерялась от этой суммы и накупила шоколадок с видами БАМа, кофе и послала в Ленинград родным и друзьям. Остальные деньги у меня украли.
Наш отряд разделили на бригады и начались трудовые будни. Строили мостики. Рядом стояли геологи. Они делились с нами сухими овощами, рыбой. Эпизод: я была дежурной по палатке, безуспешно пыталась растопить буржуйку. Устала и прилегла. Открываю глаза и …. вижу морду волка! Я так удивилась, что и напугаться не успела. Залезла в спальник с головой. Минут через десять вылезла из мешка, а волка и след простыл. Оказалось, что это был волчонок геологов. Они его спасли и приручили. Никогда не забуду эти необыкновенные волчьи глаза!
Очень не хватало книг, журналов. Я собрала у кого что было и сделала маленькую библиотеку в бригадирской. Попросила руководство СМП чтобы написали письмо в Нижнеангарскую библиотеку с просьбой поделиться книгами. Они помогли, но этого было мало. Написала письмо в «Комсомольскую Правду» с просьбой помочь с книгами и периодикой. Не сразу, но стали приходить посылки и письма со всей страны! Присылали и тёплые носки, и конфеты и, даже … фляжку со спиртом.
Письма были тёплые, добрые с хорошими пожеланиями. Многие просили устроить их на работу, особенно демобилизованные солдаты, моряки.
Книги из нашей библиотеки брали по 3 штуки не только наши ребята, но и геологи, тоннельщики. Возила книги и мостовикам. Какие они все были приветливые, хлебосольные! Прямо родные!
Строительство расширялось и прибыл ДорПрофСож (Профессиональная дорожная организация). Мне предложили вместе с местным художником Сашей Гарбузом на общественных началах создать библиотеку. Саша Гарбуз, художник и строитель. Это удивительный человек!
В июле 1975 года стали расформировывать отряды. Мальчики, в основном водители автотранспорта, девушки маляры, штукатуры. Поскольку стали приезжать и семьи с детьми, то мне, как профессионалу, предложили вместе с ребятами построить временный палаточный детский сад в стиле «БАМ» и работать в нём.
Детский Сад был очень интересный -на берегу реки Тыя. Там расположили два групповых корпуса – спальни и столовую. А на улице был детский тоннель, Байкал в миниатюре, домик бабы Яги, волшебные деревья, театр и многое другое. Нам активно помогал художник из Москвы Леонид Матвеевич Фишбеин и студенты строительных отрядов из ЛИИЖТа. Помогали стройке все организации: СМП, Мостоотряды, тоннельщики и другие. Кто досками, кто гвоздями.
Когда закончили постройку, набрали штат, к нам стали приезжать гости. Снимали фильмы, фотографировали, брали интервью. Но было мало игрушек, мячей, детских книг. Связь с «Большой Землёй» была, в основном, с помощью вертолёта. С экипажем мы были знакомы и меня они брали в Баргузин и в Улан-Удэ. Я ходила в детские сады Улан-Удэ с письмом-доверенностью. И в Баргузине мне тоже оказывали помощь.
Первый палаточный Детский сад на мысе Курлы. Лето 1975 г.
Первыми привезла пять мячей к восторгу мальчишек, сказки, краски и цветные карандаши. Молодые родители, наши ровесники, помогали во всём. Работать было интересно! Дети были разновозрастные и разных национальностей, но мы были как одна семья. Не взирая на мою молодость, звали меня по имени и отчеству. Прислушивались к моим советам. Часто приезжали делегации посмотреть на БАМовское творение, наш детский сад. Первым нас посетил Министр водного транспорта Соснин. Дети были довольны и работали «на публику», лишь бы не спать в тихий час. Я попросила Министра и свиту прийти после тихого часа, что они и сделали. Дети показали свой сад. Играли в строителей, тоннельщиков. Все были довольны.
В свободное время продолжала формировать библиотеку.
Визит Министра водного транспорта Соснина в первый палаточный детский сад на мысе Курлы. Лето 1975 г.
Слева Татьяна Ширяева, первый воспитатель детского сада.
Первый палаточный детский сад на мысе Курлы. Воспитатель Татьяна Ширяева читает детям сказки.
К нам приезжало много интересных людей, артистов: ВИА «Калинка», «Гренада», космонавты Севастьянов и другие, но особо запомнился Дин Рид. Обаятельный, живой. Выступал прямо с Уазика. Наши механизаторы нашли бивень мамонта, отрезали кусок от него и попросили меня подарить этот кусок Дину Риду, что я с удовольствием и сделала.
По просьбе РМК ЛенБамСтроя и при помощи Министра Культуры Бурятии открыли для сотрудников Треста книжный ларёк. Были выделены строителям подписки: Гоголь, Пушкин, Герман и другие. Ребята с удовольствием покупали книги и подписные издания.
Мне часто помогал с доставкой книг водитель по имени Лёша, который вскоре стал моим мужем.
Первый водитель УАЗ -43-20-БУМ ПМК ЛенБАМСтрой Леонид Ахметзянов. Прибыл в Нижнеангарск на барже из пос. Слюдянка в июне 1975 г., на мыс Курлы в августе 1975 г. Когда Леонид прибыл на БАМ, он всем представился Лёшей, так его все и зовут поныне.
Свадьба состоялась 8 декабря 1975 года в Северобайкальске и в свидетельстве о браке стоял № 1. Северобайкальску только что дали статус города. Через год, в 2025 г., исполнится 50-летие со дня нашей свадьбы. Свадьба была необычная и букет невесты-ветка цветущего багульник. Других цветов было не довезти – нелётная погода.
Первая свадьба в Северобайкальске, свадьба Леонида Ахметзянова и Татьяны Ширяевой 8 декабря 1975 г.
Свадьба Леонида Ахметзянова и Татьяны Ширяевой.
Много ездили с Лёней по трассе, которую быстро отсыпали и превращалась она в дорогу для рельсов.
Было очень страшно, когда бывали пожары – горела тайга.
Особое место в жизни занимал Байкал. Описать его красоту и мощь просто невозможно. А какая там была рыба: омуль, хариус, налим!
Снабжали нас чудесно. Привозили по зимнику из Иркутска бананы, яблоки, ананасы. Было очень много вкусных югославских консервов. Пробовала у охотников оленину, медвежатину, рыбу на расколодку (мороженая рыба). Почти все встали на очередь на легковые машины на три года и, по окончании договора, получили их.
Татьяна Ахметзянова. Северобайкальск, зима 1977 г.
Много можно рассказывать о незабываемой молодости и людях, которых встречала на Байкале, но пора и честь знать!
Материал подготовила Т. Г.Пескова