Воины-комсомольцы на БАМе
Нам давным-давно знакома
Кочевая жизнь солдата.
Мы опять ушли из дома
В край вагонов и палаток.
Строительство восточной части БАМ – от Тынды до Комсомольска-на-Амуре осуществляли железнодорожные войска. Воины-железнодорожники прокладывали БАМ сквозь таежные дебри Амурской области и Хабаровского края. Преодолевая сложнейшие участки, боролись с непогодой, трескучими морозами, лопался металл и не выдерживала техника, но километр за километром ежедневным героическим трудом военные строители приближали день, когда по всей трассе начнется постоянное непрерывное движение поездов.
В фонде библиотеки ЦМЖТ РФ среди интереснейших и ярких книг есть небольшой сборник рассказов «Воины-комсомольцы на БАМе (Комсомольская летопись БАМа)», выпущенный Военным издательством Министерства обороны СССР в 1981 году, который подготовили полковники А.М. Филимонов и В.Д. Сафошкин,, майор П.И. Карпов и капитан О.В. Седых. В сборнике двадцать четыре рассказа непосредственных участников стройки – повествование яркое и живое, отражающее буквально каждый день.
Вот, например, ровно 44 года тому назад что происходило сегодня, 22 февраля 1980 года: «В ЦК ВЛКСМ состоялся торжественный прием воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Воинов-железнодорожников — участников строительства Байкало-Амурской магистрали представлял член ВЛКСМ, экскаваторщик, лучший механизатор железнодорожных войск, рядовой Юрий Филип. За досрочное выполнение производственного задания 1979 года, трудовую доблесть, мужество, проявленные на строительстве БАМ, Юрию вручена высшая награда Ленинского комсомола – Почетный знак ВЛСКМ».
Военные железнодорожники внесли весомый вклад в строительство магистрали. В честь самоотверженного труда воинам-железнодорожникам установлен памятник на живописном берегу реки Уркальту в виде десятиметрового «серебряного» костыля, соединяющего два бетонных рельса.