Модель Николаевского цепного моста ч.2
Продолжаем историю уникальной модели Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве. Ранее уже речь шла о том, что в Музее мостов стало возможным увидеть в полном объеме уникальную модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве. Реставрация еще продолжается, но исторический музейный объект уже собран почти полностью. Модель долгое время демонстрировалась частично. Вторая половина не выставлялись из-за своего состояния. Чтобы восстановить первоначальный облик, реставратор выполнил ювелирную работу: очистил от загрязнений, склеил и укрепил десятки мельчайших фрагментом. Теперь мы решили рассказать ценителям истории любопытные факты из истории создания музейного раритета.
В 1862 г. Музеум института открыл двери для широкой публики, а преподаватель института, профессор строительной механики капитан Н. Соколов подготовил «Описанию моделей музеума», в котором упоминалась и «Модель Николаевского цепного моста через р. Днепр в г. Киеве». О ней было написано: «Эта редкая в своем роде модель, пожалована Институту Императором Николаем I. Она поднесена была государю строителем моста, Английским Инженером Виньолем, и изготовлена первыми мастерами Лондона. Модель как говорят, стоила до 20-ти тыс. руб. сер.»
Так как сам мост не сохранился модель Николаевского цепного моста, как памятник науки и техники представляет историю мостостроения XIX в. и поражает своей точностью и красотой исполнения. Полюбоваться этим сокровищем можно в Музее мостов.
Первый цепной мост в России и один из первых в Европе построили в 1823 г. по проекту инженера П.П. Базена в Екатерингофском парке Санкт-Петербурга. В качестве несущих элементов использовали чугунные цепи, закрепленные на берегах. Цепные мосты стали новым шагом в проектировании переправ, в них впервые воплотился принцип работы конструкции на растяжение. Испытав и поняв их преимущества, столицу Российской империи украсили еще пятью подобными сооружениями. Это мосты – Пантелеймоновский (1824), Египетский (1826), Почтамтский (1824), Львиный (1826), Банковский (1826). Первые два остались только в музейных моделях. Они представлены в экспозиции Музея мостов.
В первой половине XIX века использовали такие конструкции и в других регионах страны. К примеру, в 1853 г. инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский спроектировал и построил два цепных моста через реку Великую в городе Остров Псковской области. Недавно мосты прошли реставрацию и продолжают работать.
Справочно:
Первый цепной мост в России и один из первых в Европе построили в 1823 г. по проекту инженера П.П. Базена в Екатерингофском парке Санкт-Петербурга. В качестве несущих элементов использовали чугунные цепи, закрепленные на берегах. Цепные мосты стали новым шагом в проектировании переправ, в них впервые воплотился принцип работы конструкции на растяжение. Испытав и поняв их преимущества, столицу Российской империи украсили еще пятью подобными сооружениями. Это мосты – Пантелеймоновский (1824), Почтамтский (1824), Египетский (1826), Львиный (1826), Банковский (1826). В первой половине XIX века использовали такие конструкции и в других регионах страны. К примеру, в 1853 г. инженер путей сообщения Михаил Яковлевич Краснопольский спроектировал и построил два цепных моста через реку Великую в городе Остров Псковской области. Недавно эти мосты прошли реставрацию и продолжают работать.
С первой частью можно ознакомиться по ссылке: https://cmzt.ru/events/news-events/модель-николаевского-цепного-моста/