227 лет назад родился выдающийся инженер Бенуа Поль Эмиль Клапейрон
227 лет назад, 26 января 1799 года, родился выдающийся инженер и физик Бенуа Поль Эмиль Клапейрон.
Б.П.Э. Клайперон окончил Политехническую школу в Париже в 1818 году, где получил специальность военного инженера. После выпуска он приступил к работе инженерного ученика во Французском горном корпусе. Уже в возрасте двадцати лет Б.П.Э. Клапейрон публикует свои первые научные работы: исследование о зубчатых колесах и описание парохода, ставшие результатом его поездки по Гарцу с инженером Габриэлем Ламе.
Зимой 1820 года после возвращения из Гарцу Б.П.Э. Клапейрон и Г. Ламе были представлены французскому инженеру на русской службе П. П. Базену, который пригласил их в качестве преподавателей в Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербург. В июле 1820 года они прибыли в Россию, где, присягнув на верность службе, получили звания майоров Корпуса инженеров путей сообщения и профессоров в институте.
Педагогическая деятельность Б.П.Э. Клапейрона началась с разработки порученных ему курсов. К уже существующим разделам механики он добавил новые – о паровых машинах, ветряных мельницах и др. Учитывая важность прикладного значения механики, он разделил читаемый им курс на два: прикладную и теоретическую механику. Таким образом, Б.П.Э. Клапейрон был первым лектором в России, читавшим эти курсы в отдельности. Таким же образом он разделил и курс химии.
В дополнение к существующим нагрузкам ему как руководителю кафедры химии было поручено изучить свойства известей русских месторождений с целью их применения в строительстве. Вместе с А. Рокуром и Г. Ламе, Б.П.Э. Клапейрон провел тщательные исследования и установил, что русские извести ни в чем не уступают зарубежным. Затем были проведены первые испытания русского бетона во время строительства фундамента Нарвского моста между Ивангородом и Нарвой. В Музее мостов находится модель этой переправы, демонстрирующая фундамент сооружения.
В период первой половины 1820-х годов Б.П.Э. Клапейрон и Г. Ламе проводили сравнительные испытания двух конструкций подвесных мостов – на цепях и на проволочных канатах, а также исследовали прочность проволоки из русского и английского железа. Инженеры установили, что отечественные материалы обладают большей прочностью, по сравнению с зарубежными, а связки проволоки весят в два раза меньше, чем звенья цепей. Однако стоимость сооружения цепных мостов небольших пролетов оказалась более низкой. Впоследствии именно эта конструкция получила свое широкое распространение в Петербурге в первой четверти XIX века – в Северной столице инженеры В. Треттер и В. Христианович возвели Пантелеймоновский, Почтамтский, Египетский, Львиный и Банковский мосты. Модели этих переправ хранятся в Музее мостов и представлены в основной экспозиции.
Кроме того, Б.П.Э. Клапейрон участвовал вместе с П.П. Базеном в проектировании и строительстве чугунного Первого Инженерного моста в 1825 году. Они усовершенствовали типовую конструкцию металлических арочных переправ, свод которых состоял из перевернутых чугунных ящиков, применив инновационное решение отливать ящики с овальными отверстиями в стенках. Кроме того, тротуары переправы были вынесены на кронштейны, что позволило сделать мост более широким. Таким образом, Б.П.Э. Клапейрон и П.П. Базен уменьшили вес чугунных арочных переправ и удешевили их строительство. Это решение использовалось в возведении следующих металлических мостов Петербурга, например, Большого Конюшенного моста. Сегодня его модель экспонируется в Музее мостов.
Июльская революция 1830 года во Франции серьезно пошатнула положение французских инженеров в Петербурге. В январе 1831 года Б.П.Э. Клапейрон был отправлен в город Вытегру (ныне Вологодская область) – столицу II Округа путей сообщения для осмотра гидротехнических сооружений. Приехав в Петербург через четыре месяца, Б.П.Э. Клапейрон и Г. Ламе задумались о возвращении в Париж. 21 октября 1831 года оба инженера получили отставку указом императора Николая I и в декабре приехали во Францию.
На родине Б.П.Э. Клапейрон продолжил работу в области инженерного дела, в первую очередь возводил дороги и мосты. Не останавливалась и его педагогическая деятельность, особое внимание в которой он уделял курсу паровых машин. В дальнейшем он занимался исследованием железнодорожного транспорта, руководил строительством Сен-Жерменской железной дороги и дороги Бордо–Байона.
До последних дней Б.П.Э. Клапейрон был связан с Россией. В своих печатных трудах он высоко оценивал систему подготовки Института Корпуса инженеров путей сообщения, а также присылал оттиски своих работ и литографированные издания своих курсов в библиотеку.
28 января 1864 года Б.П.Э. Клапейрон скончался во Франции. В память о его заслугах одна из улиц Парижа названа его именем.