Развитие воздухоплавания в начале XX века
Уникальность и разнообразие коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта РФ подтверждает наличие материалов по развитию воздухоплавания в начале XX века. Документы и изобразительный материал по данной теме связаны с деятельностью Николая Алексеевича Рынина.
Родился Николай Алексеевич 23 декабря 1877 года в Москве, обучался в Симбирской классической гимназии. В 1901 году окончил Институт инженеров путей сообщения, став одним из лучших в выпуске. Трудовую деятельность начал в родном институте – преподавал начертательную геометрию. Через четыре года перешел в технический отдел службы пути Николаевской железной дороги, где занимался реконструкцией главного вокзала дороги в Санкт-Петербурге (ныне Московский вокзал).
В начале XX века в России получает развитие новый вид транспорта – воздухоплавание. Молодой инженер по профилю нового направления организовал кружок в Институте инженеров путей сообщения, совершал полеты на воздушных шарах и дирижаблях, читал лекции. Это увлечение дало толчок к исследованиям Н.А. Рынина о влиянии воздушного потока на скорость поезда. В 1912 году, изучая теорию вопроса, Николай Алексеевич провел испытания в реальных условиях движения паровоза на Николаевской железной дороге.
В 1913 году Рынин возвращается в Институт на преподавательскую работу. Через семь лет участвует в организации факультета воздушных сообщений в ИИПС, становится первым его деканом и профессором.
В 1930-е годы, в ходе реорганизации путейского вуза, дисциплины, не связанные с железнодорожной тематикой, были переданы в другие транспортные учебные заведения. В это время на базе факультета воздушных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения организуется Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Профессор Рынин становится заведующим кафедрой воздушных сообщений в ЛИИГВФ, с 1936 года по совокупности научных работ получает степень доктора технических наук.
Инженер путей сообщения Рынин стоял у истоков скоростного движения на железных дорогах и, одновременно, развития воздушного транспорта. Вскоре музей представит выставку по истории скоростного движения в России, на которой можно будет увидеть редкие документы по испытанию влияния воздушного потока на скорость паровоза и, даже, модель «дирижабля каплевидной формы с 6 телами разной формы и размера». Модель, вероятно, исследовалась в аэродинамической трубе аэромеханической лаборатории ИИПС и сопровождала лекции и доклады Н.А. Рынина.