Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

Рельефный телеграфный аппарат Морзе

Для обеспечения связи на железной дороге в разное время использовали самые разнообразные устройства. В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ представлена уникальная коллекция телеграфных аппаратов.

 

Один из них — рельефный аппарат Морзе. Он был изобретен в 1837-1844 годах американским изобретателем Сэмюэлем Морзе. Данная модель выполнена на заводе “Роджерс” в городе Нью-Йорк, США в 1848-1850 гг. В наш музей этот аппарат попал в 1860-е годы из собрания Института Корпуса инженеров путей сообщения.

 

Сэмюэль Морзе родился в США и изначально избрал для себя путь художника. Живописи он обучался в Великобритании, писал в основном пейзажи и парадные портреты. В 1837 году, в возрасте 46 лет, изобрел электромагнитный телеграф. Сперва это был несовершенный аппарат, но впоследствии изобретатель, заручившись поддержкой других ученых и специалистов,  его доделал и запатентовал в 1844 году. Азбуку для передачи сообщений, которую позже весь мир будет знать как азбуку Морзе, он создал в 1838 году.
Для передачи сообщений по аппарату Морзе была установлена система символов, соответствующих русскому алфавиту. Но наличие двух азбук морзе (для латиницы и кириллицы) было также не совсем удобно, учитывая развивающиеся отношения с западными странами. Из-за этого обстоятельства в 1856 году был выпущен указ об изменении телеграфных знаков таким образом, чтобы буквы русской азбуки отождествлялись с латинскими, и обозначались теми же символами. С тех пор введенная система знаков не изменялась.

 

Рельефный телеграф Морзе состоит из 2-х частей: передатчика с электромагнитом, благодаря которому возникает электрическая цепь, и приемника, на котором также был расположен электромагнит для приема сообщения, которое выдавливалось штифтом на специальной ленте. Получаемый сигнал от передатчика приводил в движение электромагнит на приемнике. Первое время силы тока не хватало для того, чтобы выдавливать некоторые точки и тире, поэтому позже к системе был добавлен дополнительный электромагнит, который воспринимал даже самые слабые сигналы и  подключал к рабочему электромагниту местный источник питания. Без источника питания передача сообщения невозможна, острие штифта не может коснуться ленты и возникают долгие паузы, именно поэтому такой аппарат называется рельефным.

 

Рельефный аппарат Морзе впервые начал использоваться  для связи на отечественных железных дорогах в 1847 году, на Царскосельской железной дороге. После того, как в 1851 году была введена в эксплуатацию Николаевская  железная дорога, на ней также начали применять аппараты Морзе для прямой связи между столицами. Для такой передачи был выбран именно рельефный телеграф Морзе, так как его дальность передачи сигнала была в разы выше, чем у стрелочного телеграфа Сименса, который так же использовался на Николаевской железной дороге.

 

Важно отметить, что телеграфные аппараты Морзе, а их впоследствии выпускали в большом количестве и активно модифицировали, были наиболее подходящими аппаратами для передачи сообщений на российских железных дорогах. Такие телеграфы были просты в эксплуатации,надежны, а главное могли обеспечить циркулярную работу сразу нескольких аппаратов одного круга связи и на относительно короткие участки между станциями, что было важно для железнодорожного телеграфа.

 

Несмотря на все достоинства, у телеграфа Морзе был один довольно значительный недостаток: выдавленные знаки на ленте получались не совсем ясными и понятными даже при достаточном освещении, порой они могли полностью сгладиться и стать нечитабельными от случайного давления. Устранить данную проблему смогли братья Динье из Франции и австрийский инженер Ион. В телеграфный аппарат они смогли добавить штифт и суконный валик, через который проходила бумажная лента. Этот валик напитывался типографическими чернилами, а штифт, надавливая на ленту, касался валика и таким образом на ней появлялись знаки. Такой аппарат стали называть чернопишущим, он довольно быстро стал распространяться по Российской империи и за рубежом.

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»