Царскосельский поезд едет в Москву!
На выставку «Николай I. Идеальный самодержец», которая готовится к открытию в Государственном историческом музее (ГИМ, Москва) отправился один из раритетов ЦМЖТ РФ. Чем примечателен этот экспонат?
Он напоминает нашим современникам, что император Николай I сыграл ключевую роль в создании первой железной дороги в России — Царскосельской, приняв волевое решение и издав указ о её строительстве. Он лично присутствовал на открытии движения первого регулярного поезда в 1837 году, который прошел по маршруту от Санкт-Петербурга до Царского Села.
Царскосельская дорога стала первой пассажирской магистралью Российской империи: она связала столицу с загородными резиденциями и концертным павильоном в Павловске. Уже в первые годы линия доказала удобство и скорость железнодорожного транспорта. Оформились новые правила поездки — регулярное движение по расписанию, классы обслуживания и иная культура путешествий.
На фотографиях — один из экспонатов, представленных в нашем музее. Макет воссоздаёт внешний вид «первого русского поезда» в 1837–1846 гг. Паровоз колёсной формулы 1–1–1 с тендером и подвижной состав из трёх пассажирских вагонов и одной грузовой платформы.
Модель изготовлена частным мастером в 1930–1931 гг., окрашена акварелью. В коллекцию музея предмет поступил 27 мая 1934 г.
Паровоз имеет высокую дымовую трубу, деревянную обшивку котла (теплоизоляция) и наружную раму. За тендером следуют вагоны разных классов — традиция, сохранившаяся вплоть до 1917 года.
Закрытый вагон первого класса «Берлин» окрашен в сине-жёлтые тона и передаёт представление о комфорте той эпохи: отдельные купе, мягкая отделка. Кузов разделён на самостоятельные отделения, в каждое из которых можно попасть через собственные двери с обеих сторон.
Также важно отметить, что вагоны I класса обычно окрашивали в синий, II класса — в жёлтый. Примечательно, что у вагона первого класса на данной модели половина окраски синяя, половина — жёлтая; это позволяет предположить отсылку к «микст»-вагонам (совмещённые 1-й и 2-й классы), использовавшиеся и на Царскосельской дороге.
Далее в составе — полуоткрытый вагон второго класса «Дилижанс» со схожей конструкцией, но более скромно: навес вместо полноценных стен и три отделения с сиденьями без подлокотников.
Важно отметить, что в те времена в вагонах ещё не было умывальников, уборных и отопления; освещение обеспечивали лишь окна.
Последним следует открытый вагон третьего класса — «Шарабан» (от фр. char à bancs, «повозка со скамьями»). Открытый зелёный вагон с низкими бортами и разделением на несколько простых отделений; посадка — на деревянные лавки, без остекления и отделки. От непогоды пассажиров не защищали ни стены, ни отопление — это был самый доступный по цене способ проезда на Царскосельской дороге, рассчитанный на короткие поездки.
На реальной линии применялись и вагоны четвёртого класса (на данной модели не представлены): для увеличения вместимости скамьи убирали, и пассажиры ехали стоя; такая вместимость могла достигать примерно 100 человек.
В 1968 году модель прошла реставрацию в Комбинате декоративно-прикладного искусства и скульптуры.





























