C’est un Panteon!
В России на Санкт-Петербурго—Московской железной дороге строительство пассажирских станционных зданий, всей придорожной инфраструктуры — локомотивных депо, мастерских, водоемных зданий, складских помещений, дорожных казарм и сторожевых будок — осуществлялось по типовым проектам, выполненным архитектором Р. А. Желязевичем. Проект «круглого здания для хранения локомотивной машины» был утвержден 16 июня 1845 г. После всех задержек, вызванных недостатком средств и бюрократической волокитой, в 1847 г. для обслуживания и ремонта паровозов, еще до открытия движения по линии Петербург—Москва, было построено здание круглого поворотного депо. Это депо — старейшее ремонтнотранспортное сооружение. Сюда вел один путь, по которому производилась постановка в депо паровозов. В центре находится поворотный круг. Заезжающий в депо паровоз попадал на этот круг, а затем круг поворачивался (с помощью механизмов, но в первое время без всякой механизации) и паровоз оказывался напротив нужного стойла. Над поворотным кругом возвышался огромный застекленный купол со световым фонарем наверху и окнами по бокам. Его конструкция с внутренним диаметром 32 м в то время являлась сложнейшей и уникальной. Исаакиевский собор считался самым большим сооружением в России, купол, которого имел диаметр 21,6 м. Конструкцию купола депо изготавливали на заводе Ч. Берда.
Паровозное здание Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г. Художник А.Х. Кольб
Император Николай I, впервые увидев здание депо, восхищался им. Это произошло во время первой его поездки по магистрали Санкт-Петербург—Москва. На станции Спирово императорский поезд сделал остановку. Император, оказавшись на перроне, увидел депо и воскликнул: «C’est un Panteon!» (Это храм!). Здание депо, построенное по проекту Р. А. Желязевича – было новым для России архитектурным сооружением. Этот проект был принят за образец не только в России, но и за рубежом.
Интерьер паровозного здания Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г. Художник А.Х. Кольб.
В фондах ЦМЖТ РФ сохранились акварели Р. А. Желязевича «Типовой проект паровозного здания» и «Внутренний вид типового проекта паровозного здания». Общий вид показан на первом листе и, судя по изображению Крестовоздвиженского собора на заднем плане, это станция Санкт-Петербург. В архитектурном решении здания депо Р. А. Желязевич сохранил выбранную им стилистику: двери и окна в «венецианском» стиле и использование неоштукатуренной кирпичной кладки. Форма здания показана на плане: основная часть диаметром 64 м и пристройки для устройства мастерских. Подробное описание здания приведено в «Очерке эксплуатации Николаевской железной дороги»: «фундаментальные круглые паровозные здания, по образцу американских, и при них мастерские для ремонта подвижного состава. Большие мастерские были устроены на станциях I-го класса, малые на станциях II-го класса. Паровозные здания разделены радиально на 18 стойл для стоянки паровозов, кроме того, имелись четыре сквозных стойла для входа и выхода паровозов». А также в мастерских находились резервуары с системой труб и механизмов для подачи воды в тендер паровоза.
Паровозное здание и водонапорной башни станции Москва Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1850 г. Художник А.Х. Кольб
Источником воды служили близлежащие естественные водоемы, специально построенные колодцы или искусственные водохранилища. Система водоснабжения имела некоторые различия также в зависимости от класса станции и географического положения. На акварели «Проект паровой водокачки на Петербургской станции» показана водонапорная башня, в которую вода из водоёма перекачивалась при помощи парового насоса мощностью 5,9 кВт. Такое же здание построили на станции Саблино.
В типовой проект водонапорной башни станции Москва архитектор внес изменения с учетом географических особенностей ландшафта, как показано на акварели «Типовой проект паровозного здания и водонапорной башни». Станция располагалась вблизи Красного пруда, депо построили прямо на его берегу. Здание было поднято на высокое основание, мастерские построили отдельными зданиями.
Таких депо на Санкт-Петербурго—Московской магистрали было построено девять. До наших дней хорошо сохранились здания депо в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, и им присвоено статус памятника архитектуры. Эти здания сохранились с большими утратами.
Изображения в фотоальбоме:
1. Паровозное здание Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г.
Художник А.Х. Кольб
Бумага, акварель.
1854 г.(?)
2. Интерьер паровозного здания Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г.
Художник А.Х. Кольб.
Бумага, акварель.
1854 г.(?)
3. Паровозное здание и водонапорной башни станции Москва Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1850 г.
Художник А.Х. Кольб
Бумага, акварель.
1854 г.(?)





























