Metrika
loader
Покупка билета
Покупка билета
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
Детали заказа
Закрыть
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню Меню

C’est un Panteon!

В России на Санкт-Петербурго—Московской железной дороге строительство пассажирских станционных зданий, всей придорожной инфраструктуры — локомотивных депо, мастерских, водоемных зданий, складских помещений, дорожных казарм и сторожевых будок — осуществлялось по типовым проектам, выполненным архитектором Р. А. Желязевичем. Проект «круглого здания для хранения локомотивной машины» был утвержден 16 июня 1845 г. После всех задержек, вызванных недостатком средств и бюрократической волокитой, в 1847 г. для обслуживания и ремонта паровозов, еще до открытия движения по линии Петербург—Москва, было построено здание круглого поворотного депо. Это депо — старейшее ремонтнотранспортное сооружение. Сюда вел один путь, по которому производилась постановка в депо паровозов. В центре находится поворотный круг. Заезжающий в депо паровоз попадал на этот круг, а затем круг поворачивался (с помощью механизмов, но в первое время без всякой механизации) и паровоз оказывался напротив нужного стойла. Над поворотным кругом возвышался огромный застекленный купол со световым фонарем наверху и окнами по бокам. Его конструкция с внутренним диаметром 32 м в то время являлась сложнейшей и уникальной. Исаакиевский собор считался самым большим сооружением в России, купол, которого имел диаметр 21,6 м. Конструкцию купола депо изготавливали на заводе Ч. Берда.

 

Паровозное здание Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г. Художник А.Х. Кольб

 

Император Николай I, впервые увидев здание депо, восхищался им. Это произошло во время первой его поездки по магистрали Санкт-Петербург—Москва. На станции Спирово императорский поезд сделал остановку. Император, оказавшись на перроне, увидел депо и воскликнул: «C’est un Panteon!» (Это храм!). Здание депо, построенное по проекту Р. А. Желязевича – было новым для России архитектурным сооружением. Этот проект был принят за образец не только в России, но и за рубежом.

 

Интерьер паровозного здания Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г. Художник А.Х. Кольб.

 

В фондах ЦМЖТ РФ сохранились акварели Р. А. Желязевича «Типовой проект паровозного здания» и «Внутренний вид типового проекта паровозного здания». Общий вид показан на первом листе и, судя по изображению Крестовоздвиженского собора на заднем плане, это станция Санкт-Петербург. В архитектурном решении здания депо Р. А. Желязевич сохранил выбранную им стилистику: двери и окна в «венецианском» стиле и использование неоштукатуренной кирпичной кладки. Форма здания показана на плане: основная часть диаметром 64 м и пристройки для устройства мастерских. Подробное описание здания приведено в «Очерке эксплуатации Николаевской железной дороги»: «фундаментальные круглые паровозные здания, по образцу американских, и при них мастерские для ремонта подвижного состава. Большие мастерские были устроены на станциях I-го класса, малые на станциях II-го класса. Паровозные здания разделены радиально на 18 стойл для стоянки паровозов, кроме того, имелись четыре сквозных стойла для входа и выхода паровозов». А также в мастерских находились резервуары с системой труб и механизмов для подачи воды в тендер паровоза.

 

Паровозное здание и водонапорной башни станции Москва Санкт-Петербургско-Московской железной дороги. Архитектор Р.А. Желязевич. 1850 г. Художник А.Х. Кольб

 

Источником воды служили близлежащие естественные водоемы, специально построенные колодцы или искусственные водохранилища. Система водоснабжения имела некоторые различия также в зависимости от класса станции и географического положения. На акварели «Проект паровой водокачки на Петербургской станции» показана водонапорная башня, в которую вода из водоёма перекачивалась при помощи парового насоса мощностью 5,9 кВт. Такое же здание построили на станции Саблино.

 

В типовой проект водонапорной башни станции Москва архитектор внес изменения с учетом географических особенностей ландшафта, как показано на акварели «Типовой проект паровозного здания и водонапорной башни». Станция располагалась вблизи Красного пруда, депо построили прямо на его берегу. Здание было поднято на высокое основание, мастерские построили отдельными зданиями.

 

Таких депо на Санкт-Петербурго—Московской магистрали было построено девять. До наших дней хорошо сохранились здания депо в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, и им присвоено статус памятника архитектуры. Эти здания сохранились с большими утратами.

 

Изображения в фотоальбоме:

 

1. Паровозное здание Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г.
Художник А.Х. Кольб
Бумага, акварель.
1854 г.(?)

 

2. Интерьер паровозного здания Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1845 г.
Художник А.Х. Кольб.
Бумага, акварель.
1854 г.(?)

 

3. Паровозное здание и водонапорной башни станции Москва Санкт-Петербургско-Московской железной дороги
Архитектор Р.А. Желязевич. 1850 г.
Художник А.Х. Кольб
Бумага, акварель.
1854 г.(?)

Фотоальбом
Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»