История за кадром
История за кадром: знаток инженерного дела
Сегодня, 13 июня, исполняется 160-лет со дня рождения Григория Никифоровича Соловьева.
Практически уже была завершена подготовка материала, рассказывающего о деятельности этого талантливого инженера путей сообщения, педагога, ученого, мостостроителя. Однако общение с правнуком – Сергеем Юрьевичем Шевченковым и изучение предоставленных им документов из семейного архива, сподвигли в целом поменять ракурс в изложении текста. Уж больно интересны были события в целом, включая историю семьи. Итак. Давайте рассмотрим фотографию начала XX столетия. Но снимке и на визитке сохранился адрес проживания Соловьевых в Петербурге: 1 рота 8 квартира 5 (ротами назывался район Измайловского проспекта с расположенными вокруг него улицами). Так 1-я рота Измайловского полка, это ныне 1-я Красноармейская улица. На снимке Григорий Никифорович Соловьев(1865—1916) , его супруга Александра Артемьевна Соловьёва (1877—1920), которая по сведениям семьи погибла во время голода в Петрограде. И старшая дочь Вера (1894-1969) пианистка, музыкальный теоретик, директор Театрального музея имени А. С. Пушкина в годы блокады Ленинграда.
Словно через вуаль времени, на снимке можно разглядеть обустройство уютного жилья. Веет спокойствием. Сослуживцы и студенты отзывались о Григории Никифоровиче только как о добром и отзывчивом человеке, благороднейшем, добросовестном, светлом и полезном деятеле. Г. Н. Соловьев участвовал в крупнейших строительных проектах конца XIX – начала ХХ века, однако так случилось, что его заслуги остались за кадром истории.
Вклад в строительство Транссибирской магистрали
Период трудовой деятельности Г.Н.Соловьева ознаменован творчеством большого числа выдающихся деятелей отечественного мостостроения – Николая Аполлоновича Белелюбского, Лавра Дмитриевича Проскурякова, Григория Петровича Передерия, Андрея Павловича Пшеницкого. О нах написано не мало статей и книг. О Соловьеве же в дореволюционных источниках память хранят лишь некрологи. В основательной статье, вышедшей в журнале «Зодчий» в 1916 году, спустя полгода после кончины Григория Никифоровича, упоминается о работе над проектами Транссиба. Речь одет об участии в создании проекта самой уникальной железнодорожной переправы того периода — Енисейского моста. Автором идеи был профессор Императорского московского технического училища Лавр Дмитриевич Проскуряков. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже была представлена модель Красноярского моста, которая удостоилась Гран-при и золотой медали — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение».
Модель моста сейчас можно увидеть в экспозиции Центрального музея железнодорожного транспорта РФ.
Еще одна сложнейшая задача, решенная Соловьевым — способ «обделки тоннелей Кругобайкальской железной дороги». Предложенный Григорием Никифоровичем метод был применен в десяти тоннелях этой дороги. Напомним, что Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут который должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая на восточном берегу Байкала. Это был один из самых сложных участков: берег Байкала представлял собой каменистую гряду, возвышающуюся над озером на высоту до 400 метров. Исследователи пишут о том, что «на каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ, а также было проведено земляных работ по объёму, примерно равному 400 вагонам. Насыпи составили 28,7 % длины пути, выемки — 71,3 % (причём большая часть — в скальных грунтах). Верхнее строение пути на дороге пришлось утяжелить: были использованы более мощные рельсы, увеличено количество шпал. В связи со сложным рельефом пришлось уменьшить минимальный радиус кривых в поворотах. При таких природных условиях любое яркое техническое решение, позволяющее экономит затраты и силы, отвечающее задачам эффективной эксплуатации объектов Кругобайкальской магистрали, конечно, было на вес золота.
Продолжение следует.





























