Художественный альбом в коллекции инженера
Изучая экспонаты из коллекции нашего старейшего научно-технического музея, вдумчивый исследователь не редко находит любопытнейшие взаимосвязи историй и человеческих судеб. К примеру, в 1984, 1994 и 2005 годы в фонды музея поступили от родственников материалы, связанные с деятельностью Петра Константиновича Татаринцева – инженера путей сообщения, изыскателя и строителя многих железных дорог Советского Союза. П.К. Татаринцев (1893-1984) выпускник Петроградского института инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС). С 1939 года возглавлял экспедицию по изысканиям на железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре-Советская Гавань. В годы Великой Отечественной войны Татаринцев — начальник экспедиций и авторских проектов, строящихся железнодорожных линий, сыгравших решающую роль в обороне Сталинграда. Послевоенное время руководил Северной проектно-изыскательской экспедицией, по проектам которой строилась широтная железнодорожная магистраль Воркута-Салехард-Игарка. В 1954-55 годы работал на изысканиях вторых путей Печорской железной дороги, с 1956 по 1961 годы — в транспортных институтах Ленинграда.
В архиве П.К. Татаринцева, среди документов, писем, книг и фотографий есть два необычных альбома с репродукциями выдающегося художника Николая Семеновича Самокиша — академика живописи, работавшего в разных жанрах изобразительного искусства и художественных техниках. Смеем предположить, что Татаринцев был поклонником таланта Николая Семеновича.
Н.С. Самокиш (1860-1944) выпускник Императорской Академии художеств, в 1885 году за картину «Возвращение русской кавалерии после атаки при Аустерлице в 1805 году» удостоен большой золотой медали, выпущен из Академии со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу. С 1887 года прикомандирован к военному ведомству, по заданию которого выполнял рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков.
В 1911 году выполнил панно для Царскосельского (ныне Витебского) вокзала в Петербурге. В советское время много преподавал, возглавлял студии и учебные мастерские, активно участвовал в различных выставках. В 1941 году стал Лауреатом Сталинской премии второй степени. Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и других. В своем творчестве Самокиш выступал продолжателем традиций русского реалистического искусства. Работал как баталист, анималист, жанрист.





























