12 мая в 1874 году родился Яков Модестович Гаккель
12 мая в 1874 году родился Яков Модестович Гаккель, инженер, изобретатель, ученый и педагог.
Самым знаменитом детищем Я.М. Гаккеля стало создание первого тепловоза.
Тепловоз системы Якова Модестовича Гаккеля строился по распоряжению Председателя Совета труда и обороны Владимира Ильича Ленина. Его мощность составляла 1000 л.с. На тот момент это был самый мощный проектируемый тепловоз в мире. Он имел 10 движущих колёсных пар и 2 бегунковые. Тепловоз был оборудован электрической передачей и десятью тяговыми двигателями по 100 кВт каждый.
В создании локомотива приняли участие заводы: «Красный путиловец» – изготовление ходовых частей, «Электрик» – проектирование тяговых двигателей. Дизель был изготовлен ранее, в 1916 году на английском заводе «Виккерс» , он был предназначен для подводной лодки «Лебедь». Два тяговых генератора изготовлены на рижском заводе «Вольта» также для подводных лодок. Установка дизеля и сборка всего тепловоза проходили на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.
В августе 1924 года состоялся первый официально зарегистрированный выезд тепловоза из мастерской на пути Балтийского судостроительного завода. Окончание всех заводских работ предполагалось выполнить в сентябре 1924 года, однако во время сильного наводнения в городе тяговые двигатели были залиты водой, из-за чего потребовалась сушка их изоляции. В итоге 6 ноября тепловоз пришёл своим ходом на станцию Ленинград-I и 7 ноября 1924 года совершил первую поездку до станции Обухово; 5 января 1925 года локомотив отправился в Москву через Тихвин и Ярославль, прибыл в столицу 16 января.
Я.М. Гаккель был известен не только как изобретатель первого тепловоза, но и также как авиаконструктор. В период с 1908 по 1924 год он спроектировал более полутора десятка летательных аппаратов различного назначения и типов. Десять из них были построены, а шесть успешно летали.
Я.М. Гаккель также принимал участие в запуске первой трамвайной линии в Санкт-Петербурге, с 1907 по 1913 гг. заведовал постройкой и эксплуатацией Центральной электростанцией и 5 конверторными подстанциями.
В настоящее время в ЦМЖТ РФ проходит выставка, посвященная Я.М. Гаккелю, на которой представлено много раритетных документов и фотоснимков, охватывающих инженерный путь Якова Модестовича от самолетостроения до изобретения тепловоза.
Во время обзорных экскурсий также включается действующая модель тепловоза системы Гаккеля.





























