Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Открытие выставки, посвященной князю Михаилу Ивановичу Хилкову

17 декабря 2024 года в 16.00 в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации откроется выставка, посвященная одному из самых ярких и выдающихся министров путей сообщения, человеку удивительной судьбы – князю Михаилу Ивановичу Хилкову. Впервые широкой публике будут представлены уникальные фотографии и музейные предметы, отражающие историю российских железных дорог эпохи М.И. Хилкова.

 

Потомок древнего княжеского рода, он закончил элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге, после чего продолжил военную службу. А в 1864 г., неожиданно для многих, простым рабочим поступил на службу в англо-американскую компанию, сооружавшую Трансатлантическую железную дорогу в Северо-Американских Соединенных Штатах. Через некоторое время возглавил службу подвижного состава и тяги этой дороги. Затем переехал в Великобританию, где работал слесарем на паровозостроительном заводе в Ливерпуле. После возращения в Россию накопленный опыт позволил М.И. Хилкову занимать руководящие должности на железных дорогах страны. Он работал начальником службы подвижного состава и тяги Курско-Киевской дороги, а затем–Московско-Рязанской. Руководил строительством ветки Закаспийской дороги — первой железной дороги в мире, построенной в зоне пустыни и подвижных песков. По окончании строительства был назначен ее управляющим; последовательно служил начальником Орловско-Грязской и Самаро-Златоустовской железных дорог. В 1894 г. был назначен главным инспектором железных дорог, а 4 января 1895 г. — министром путей сообщения Российской империи.

 

Хилков не был «кабинетным начальником» и практически лично организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), руководил строительством сложнейшего участка Транссиба – Кругобайкальской железной дороги. Гости выставки познакомятся с альбомами фотографий строительства Транссибирской магистрали и редкими книгами из фондов музея. Именно министр путей сообщения воплотил в жизнь идею организации паромной переправы через озеро Байкал, благодаря которой появилась возможность осуществлять сквозное движение поездов еще до завершения стройки. На выставке представлены уникальные фотографии сборки парома-ледокола «Байкал» и парома «Ангара». А в экспозиции музея представлен еще один экспонат, связанный с Великим Сибирским путем – созданная в 1903-1910 гг. мастерскими Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железных дорог по указанию М.И. Хилкова уникальная модель Сибирского поезда прямого сообщения, курсировавшего по маршруту Москва-Иркутск. Модель изготовлена в масштабе 1:20 и в точном соответствии с оригиналом.
Хилков неизменно заботился об устройстве быта железнодорожных служащих и рабочих, а также пассажиров железных дорог. Даже на Всемирной выставки 1900 г. в Париже демонстрировались разборная модель деревянного водоподъемного здания с квартирой для машиниста и модель голландской средизальной печи, которые представлены на выставке.

 

За 10 лет на посту министра путей сообщения Михаилу Ивановичу удалось достигнуть небывалых темпов железнодорожного строительства: протяженность сети железных дорог Российской империи выросла с 33 до 65 тыс. км. Шло активное развитие водных путей сообщения, велась популяризация зарождающегося нового вида транспорта – автомобиля. Об этих достижениях повествует представленный на выставке «Обзор деятельности Министерства путей сообщения за десятилетие 1895-1904 гг.».
По инициативе М.И. Хилкова, начиная с 1896 г., железнодорожники нашей страны отмечают свой профессиональный праздник.

 

Для Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Михаил Иванович– особенная личность. Благодаря его стараниям Министерство путей сообщения получило из казны средства на строительство здания, предназначенного специально для ведомственного музея, получившего имя императора Николая I. В 1902 г. состоялось его торжественное открытие.
Приглашаем вас на выставку, где широкими яркими мазками создано полотно жизни министра путей сообщения Михаила Ивановича Хилкова, жизни, полной приключений, трудностей и триумфа, посвященной служению России.

Модель деревянного водоподъемного здания с квартирой для машиниста. Мост через реку днепр у г. киева на курско киевской железной дороге Открытка кругобайкальская железная дорога. тоннель №4. Фотография. музей ведомства путей сообщения имени императора николая i.

Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра”!
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра̶...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
“Страна Мостляндия”
“Страна Мостляндия”
“Тайный язык железной дороги”
“Тайный язык железной дороги”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»