Экспериментальный двухэтажный вагон
В Центральном музее железнодорожного транспорта хранятся модели опытных вагонов, которые не вошли в серию и стали большой редкостью. Одним из уникальных экспонатов является двухэтажный пассажирский вагон с куполом. который был выпущен Ленинградским вагоностроительным заводом имени И.Е. Егорова в 1965 г.
Разработка проекта началась в 1963 г. Экспериментальный двухэтажный вагон со стеклянным куполом для обозрения местности предназначался для туристических маршрутов. Работы велись под руководством Моисея Ефимовича Шендеровича.
В средней части вагона пол был опущен с таким расчётом, чтобы разместить пассажиров в два этажа. Высота пассажирского помещения первого этажа, где 28 спальных мест была достаточно высока. Для купола обозрения на 2-ом этаже применены специальные стёкла и здесь же размещались 28 поворотно-откидывающихся кресла.
Опытный образец, построенный в 1965 г., включал в себя ряд технических недостатков: узкая ширина прохода на втором этаже, недостаточная герметичность купольной части и другие. Дальнейшая доработка опытного образца не состоялась. В настоящее время опытный вагон хранится в музее натурных экспонатов в г. Ташкенте (Узбекистан).
Модель опытного двухэтажного пассажирского вагона с куполом для обозрения, экспонируемая в ЦМЖТ РФ, выполнена на заводе «Макет» в масштабе 1:10. Кузов, ходовые части, ударно-сцепное устройства, переходные площадки и часть крыши выполнены из металла, окна – из органического стекла. На кузове вагона есть надпись «ОК» (Октябрьская железная дорога) и ниже номер вагона – «7». Модель передана музею Центральным научно-исследовательским институтом информации технико-экономических исследований в 1989 г.