ЦМЖТ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Центральный музей железнодорожного транспорта РФ принял участие в Международной научной конференции к 125-летию начала строительства Китайско-Восточной железной дороги
В Доме русского зарубежья (ДРЗ) им. А.Солженицына (Москва) 15-16 мая прошла международная научная конференция «На сопках Маньчжурии: дороги и судьбы русской эмиграции в Китае. К 125-летию начала строительства Китайско-Восточной железной дороги», ставшая очередным совместным проектом с Институтом российской истории РАН при финансовом содействии фонда «История Отечества» и Фонда наследия русского зарубежья.
Историю Китайско-Восточной железной дороги обсуждали ученые из России (география участников — от Брянска и до Владивостока), Узбекистана и Китая. Почетными гостями и докладчиками одновременно выступили потомки харбинцев, ныне проживающие в России.
Конференция началась 15 мая с пленарного заседания и приветственных слов. Директор ДРЗ Виктор Москвин отметил роль мероприятия в развитии добрососедских связей между Россией и Китаем, высказал уверенность в том, что конференция внесет свой вклад в упрочнение дружбы и сотрудничества между двумя великими народами.
Директор Института российской истории РАН Юрий Петров подчеркнул роль исследований, посвященных истории КВЖД и русской эмиграции в Китае, в укреплении российско-китайского научного взаимодействия.
ВРИО председателя Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев обратил внимание на культурный след, который оставило строительство железнодорожной магистрали, и подчеркнул, что изучение истории КВЖД и Харбина является одной из приоритетных тем РИО и фонда «История Отечества».
С приветственным словом к участникам конференции обратился также Вадим Митрофанов, заместитель директора Департамента МИД РФ по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом.
Дальнейшая работа конференции прошла по трем секциям. Первая секция была посвящена основным вопросам истории Китайско-Восточной железной дороги, от замысла до реализации и функционирования железной дороги.
Вторая секция была посвящена русскому присутствию в Маньчжурии в XIX–XX веках.
В третьей секции были сосредоточены доклады, в которых рассматривались отдельные аспекты жизни столицы КВЖД — Харбина.
На закрытии конференции были подведены итоги работы всех трех секций, почетными грамотами и подарками были награждены историки, внесшие важный вклад в изучение истории Китайско-Восточной железной дороги и русской эмиграции. Отдельно были награждены потомки харбинцев, принявшие участие в работе конференции.
ЦМЖТ РФ представил свою новую книгу-альбом «Китайско-Восточная железная дорога» , которая раскрывает интереснейшие страницы истории строительства и эксплуатации магистрали. Издание включает в себя иллюстрированный исторический очерк, основанный на подлинных материалах коллекции предметов музея: документах, фотографиях, почтовых открытках и альбомах фотографий, охватывающих период с 1900 по 1956 гг.