Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

«Дом инженеров»

Дом инженеров в Санкт-Петербурге хранит память о людях и событиях. В его стенах рождались не только технические и архитектурные решения. Некогда здесь царила и Мельпомена, поощряя дерзкие театральные эксперименты. Начнем с истории создания Дома.

 

К началу XX в. выпускники Института инженеров путей сообщения (ИИПС) составляли большую часть инженерной элиты Российской империи. В 1910 г. институт отметил 100 лет с момента начала обучения первых в России инженеров для Ведомства путей сообщения. В честь празднования в Министерстве путей сообщения прошло юбилейное собрание, на котором был создан Комитет, взявший на себя работу по созданию дома «Собрания инженеров путей сообщения». Выпускники ИИПС собрали необходимую, для осуществления задуманного, сумму. Место выбрали на Бородинской улице, недалеко от здания Министерства путей сообщения и института.

 

В 1911 г. был утверждён проект шестиэтажного здания Собрания, выполненный архитектором А.А. Барышниковым в стиле неоклассицизма. В Доме инженеров на втором этаже отвели помещения для Собрания, на третьем и четвёртом разместили правления Армавир-Туапсинской железной дороги и правление Общества Северо-Донецкой железной дороги, пятый этаж предназначался под правление Общества предохранения дерева. На верхнем, на шестом этаже, находились комнаты для приезжих путейцев. «Дом инженеров» открылся в 1912 г. В здании разместился ресторан, начал работать кинематограф, были предусмотрены помещения для сдачи в аренду. Одно из по-мещений заняла театральная студия В.Э. Мейерхольда.

 

В период 1908-1917 гг. Всеволод Эмильевич Мейерхольд или, как его еще называли, Доктор Дапертутто, организовывал театральные студии в Санкт-Петербурге, где читал лекции по теории и практике сценического искусства, занимался поиском новой театральной эстетики, вовлекая в процесс актерскую молодежь.

 

Необычность предполагавшихся к преподаванию дисциплин несколько смущала педагогов: «самые предметы настолько новы, что с одной стороны нет возможности рассчитывать на подготовку у лиц обучающихся, а с другой стороны, без подготовки обучать этим предметам довольно трудно». «Главное требование к поступающим заключалось в их безоговорочной вере и верности тому направлению в искусстве, которое возглавлял Мейерхольд» –вспоминал студиец А. Гирпич.

 

В 1914 г., такая студия Мейерхольда обосновалась на Бородинской улице, д. 6 в доме Собрания инженеров путей сообщения. Она была необычайно модным явлением в культурной жизни города. Своих воспитанников режиссер обучал технике сценического движения, жеста, владения сценическими предметами.

 

7 апреля 1914 г. в театральном зале Тенишевского училища был дан вечер А. Блока, устроенный редакцией журнала «Любовь к трем апельсинам» и сыгранный силами актеров Студии на Бородинской, 12 февраля 1915 г. студийцы продемонстрировали достижения в отчетном спектакле. Тогда, они с помощью пантомим и этюдов, познакомили зрителей со своеобразием актерской техники разных театральных традиций. Учебный сезон 1914-1915 гг. был самым оживленным в жизни Студии, отчетный вечер – кульминацией, после чего наступил спад. Причиной падения интереса к педагогическим поискам Мейерхольда стала Первая мировая война, социальная напряженность, а так же, внутренние трудности студии.
Вскоре Мейерхольд завершил экспериментальный период своей биографии. Весной 1917 г., проработав четыре зимы, Студия на Бородинской закрылась.

 

В здании Собрания инженеров путей сообщения, после октябрьских событий 1917 г., разместили школу путей сообщения, которая занялась подготовкой специалистов-техников для железнодорожного транспорта. Позже, учебное заведение стало называться – Ленинградский техникум железнодорожного транспорта имени Ф.Э. Дзержинского, в настоящее время – Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта, альма-матер современных специалистов российских железных дорог.

Другие новости
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»