Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Действующая модель тепловоза Гаккеля

Уникальный экспонат Центрального музея железнодорожного транспорта – действующая модель тепловоза Гаккеля – рассказывает о первых годах развития тепловозостроения в нашей стране.

 

Тепловоз системы Якова Модестовича Гаккеля строился по распоряжению Председателя Совета труда и обороны Владимира Ильича Ленина. Его мощность составляла 1000 л.с. На тот момент это был самый мощный проектируемый тепловоз в мире. Он имел 10 движущих колёсных пар и 2 бегунковые. Тепловоз был оборудован электрической передачей и десятью тяговыми двигателями по 100 кВт каждый.

 

В создании этого локомотива приняли участие заводы: «Красный путиловец» – изготовление ходовых частей, «Электрик» – проектирование тяговых двигателей. Дизель был изготовлен ранее, в 1916 году на английском заводе «Виккерс» и предназначался для подводной лодки «Лебедь». Два тяговых генератора были изготовлены на рижском заводе «Вольта» также для подводных лодок. Установка дизеля и сборка всего тепловоза проходили на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде.

 

В августе 1924 года состоялся первый официально зарегистрированный выезд тепловоза из мастерской на пути Балтийского судостроительного завода. Окончание всех заводских работ предполагалось выполнить в сентябре 1924 года, однако во время сильного наводнения в городе тяговые двигатели были залиты водой, из-за чего потребовалась сушка их изоляции. В итоге 6 ноября тепловоз пришёл своим ходом на станцию Ленинград-I и 7 ноября 1924 года совершил первую поездку до станции Обухово; 5 января 1925 года локомотив отправился в Москву через Тихвин и Ярославль, прибыл в столицу 16 января.

 

В поездной работе находился до 1927 года. После предполагалось его реконструировать, но удовлетворительный вариант реконструкции разработать не удалось, поэтому в 1934 году тепловоз Гаккеля был направлен на Южную железную дорогу для работы в качестве электростанции, в 1941 году был доставлен на Экспериментальное кольцо ВНИИЖТ и больше не эксплуатировался.

 

В 1972 году был установлен как памятник в локомотивном депо Ховрино Октябрьской железной дороги.

 

Тепловоз Гаккеля неоднократно менял название: вначале он носил «имя» ЮЭ № 002, затем был переименован в ГЭ1, позднее Щ-ЭЛ-1, ЩЭЛ1. Буквы «Э» и «ЭЛ» во всех случаях означали, что тепловоз имеет электрическую передачу, «Щ» – его мощность соответствовала мощности паровоза серии Щ, «Г» указывало на фамилию изобретателя.

 

В 1974 году отмечалось 100-летие со дня рождения Якова Модестовича Гаккеля. К юбилею в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта было принято решение изготовить действующую модель тепловоза – его главного изобретения. Модель была изготовлена на Комбинате декоративно-прикладного искусства В Центральный музей железнодорожного транспорта и поступила в коллекцию музея 1975 году. Уникальная модель выполнена действующей и демонстрирует выезд тепловоза из цеха Балтийского судостроительного завода. Она неизменно вызывает интерес у посетителей, в первую очередь детей.

В музее работает выставка, посвящённая деятельности Я.М.Гаккеля. Проект был открыт к 150-летию со дня рождения изобретателя, ученого и педагога.

 

Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра”!
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра̶...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
“Страна Мостляндия”
“Страна Мостляндия”
“Тайный язык железной дороги”
“Тайный язык железной дороги”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»