6 февраля 1943 года
Прибытие первого поезда в Ленинград с «Большой земли» ждали еще 6 февраля, но по ряду причин это не удалось осуществить, о причинах задержки и событиях, происходивших в этот день, мы расскажем сегодня. Вновь обратимся к воспоминаниям военного корреспондента Павла Лукницкого «Только что к мосту ходил маневровый паровоз отвести в сторону состав с бревнами. Он довез меня до предмостной эстакады и ушел обратно. Прохаживаясь здесь по шпалам, я прочел надпись, выведенную по всей верхней перекладине арки над эстакадой: «Путь свободен! Привет героическому Ленинграду!» Разглядывая противоположный берег, я увидел паровоз, выползающий из пространства между горой Преображенской и ситценабивной фабрикой. Именно оттуда недавно стреляли по Морозовке гитлеровские минометы…
Паровоз трудился, густо дымя, вытягивая десяток платформ с танками КВ на изогнувшийся дугой мост. Я поспешил к станции, закричал:- Поезд идет!.. Все шумно, толкаясь, бегом из вагона. Поперек рельсов, перед трибуной , натягивают красную ленту. Общая команда: Становись!
На пульмановском вагоне-станции, над трибуной плакат: «Привет железнодорожникам Волховского узла от железнодорожников Ленинграда!»
Согласно путевому листу, время прибытия на ст. Шлиссельбург состоялось в 12 часов 30 минут, и остановка заняла ровно один час. Была организована торжественная встреча, играл оркестр, прошел митинг.
Павел Лукницкий сел в прибывший поезд, чтобы отправиться в Ленинград, снова возвращаемся к его воспоминаниям: «…Станция Ржевка. Стоим. Выхожу на платформу. Ко мне подходит Виролайнен (начальник Северной железной дороги), чем-то встревоженный. Прогуливаемся. Он объясняет мне, что замерзла труба водоподачи от цистерны к тендеру, только что ее отогрели.
— Какой цистерны ?- спрашиваю я.- Причем здесь цистерна?
— Понимаете,- начинает рассказывать Виролайнен,- в Волховстрое мы не были уверены в том, что на станциях правобережья Невы система водоподачи действует. Поэтому решили взять с собой добавочный запас воды, прицепили к тендеру цистерну… Сейчас веду я паровоз, не доезжаем километра двух до Ржевки, вдруг отказывают оба инжектора,- стало быть воды в тендере нет. Куда же она девалась? Останавливать поезд на перегоне? Ни в коем случае! Профессиональная гордость машиниста не позволяет! Принимаю решение довести поезд до станции, а здесь разобраться.
Едва дотянул до Ржевки, гляжу на водомерное стекло котла: вода в нижней гайке. Вот мы тут и забегали! Приказываю прекратить расход пара из котла, остановить паровозный насос, выключить прогревы, помощника машиниста посылаю проверить наличие воды в цистерне. Он быстро докладывает: «Цистерна полна воды». И для меня все сразу ясно. Мороз-то ночью градусов двадцать был! Пока мы стояли на разъезде Левый берег, вода не расходовалась…рукав между тендером и цистерной…рукав между тендером…рукав… Я в недоумении глянул на побледневшего Виролайнена. Он остановился, прижал руку к сердцу, лицо исказила боль, хватает воздух ртом. Я едва успел поддержать его,- грузный, тяжелый, он упал прямо мне на руки…К нам подоспели встревоженные люди. Поддерживаем Виролайнена.
Подбегает медсестра, поит его водой. Укладываем его в хвостовой вагон. Он очнулся, очень бледен…Это- сердечный приступ, вызванный переутомлением. Пока поезд стоял в Ржевке, выяснилось, торжественная встреча в Ленинграде сегодня отменена. Прибытия поезда ждали в 9 часов 20 минут утра, а сейчас уже вторая половина дня, скоро стемнеет. Люди нервничали, устали, промерзли…Встреча переносится на завтрашнее утро…»
Продолжение следует…
По материалам из книги «Стальные магистрали блокадного Ленинграда». Автор статьи Ирина Николаевна Стоян.





























