5 февраля 1943 года со станции Волховстрой отправился поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей.
Чтобы это событие произошло, была проведена колоссальная работа: завершена укладка путей, построены мосты через реки Неву, Назию и Черную, малые искусственные сооружения на осушительных каналах и канавах торфоразработок.
Главный путь имел по одному разъездному пути на 23-м км. На станции Междуречье и 33-м км. Станции Поляны. Уже к середине февраля на построенной трассе действовали 4 разъезда.
Железная дорога Шлиссельбург-Поляны с мостовым переходом через Неву заработала на двое суток раньше, чем предусматривалось. День окончания строительства дороги стал незабываемым событием. 2 февраля в 18 часов по мосту прошел первый поезд. Машинист Александр Михайлов очень медленно вел состав с укладочными материалами со ст. Шлиссельбург на левый берег. Несмотря на поздний час, на обоих берегах реки, на льду собралось множество людей. Волнение охватило всех присутствующих: выдержит ли переправа? Выдержала!
Вот как вспоминал об этих событиях военный корреспондент Павел Лукницкий , который 18 января 1943 года вместе с бойцами вошел в Шлиссельбург и день за днём вел свой подробный дневник, описывая быт и жизнь защитников блокадного Ленинграда.
«Мы подъехали к развалинам разбитой бомбами и снарядами железнодорожной станции. Ее заменяет стоящий на рельсах товарный вагон, забитый людьми так, что в нем можно только стоять. Тут же и маленький, финского типа, весь заиндевелый, паровоз №617. Он пофыркивает паром, он весь в сосульках.
2 февраля, когда было закончено строительство моста, он под внимательными взглядами строителей медленно-медленней пешехода!- двинулся через Неву. Паровоз тянул прицепленные к его тендеру платформы. В составе было тридцать две оси. Мост потрескивал, сотни зрителей и сам Михайлов (машинист паровоза), не отрывавший левой руки от реверса, следили: а не даст ли он осадку? А не выскочат ли костыли? А не перекосится ли под колесами путь? Если произойдет перекос пути, вагоны сойдут с рельсов и рухнут на лед Невы.
Михайлов услышал «ура», когда хвост его состава сполз с моста на левый берег. Чуть-чуть прибавил пару. Уже уверенно повел свой паровоз через Шлиссельбург».
5 февраля 1943 года две строительные бригады западного и восточного направлений встретились, сомкнули проложенный ими железнодорожный путь и пропустили в Шлиссельбург первый состав с танками КВ. Сквозное движение поездов открылось в ночь с 5 на 6 февраля. Прошли первые составы с лесом и танками, а первый сквозной продовольственный поезд с Большой земли вышел из Волховстроя 5 февраля в 16 часов и проследовал по новой линии. Управляла поездом лучшая бригада паровоза Эу708-64 в составе старшего машиниста И.П. Пироженко, помощника машиниста В.С. Дятлева, кочегара И.А. Антонова и главного кондуктора Ф.И. Кудряшова.
Использовались материалы из книги «Стальные магистрали блокадного Ленинграда». Автор статьи- И.Н.Стоян





























