Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Детали заказа

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Французский инженер Габриэль Ламе

229 лет назад, 22 июля 1795 года, родился французский математик, механик и инженер Габриэль Ламе. С 1820 по 1831 год Ламе работал в Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Кроме преподавания, он занимался множеством научных областей и принимал активное участие в развитии инженерного дела в России.

 

Ламе написал ряд статей, посвященных описанию технических машин и приборов. К ним относятся расчеты кабестана по проекту Августина Бетанкура – изобретения, с помощью которого поднимали колонны Исаакиевского собора и Александринский столп. Математик описал водородную лампу, написал технические заключения на введение паровых машин и устройство телеграфа.

 

Нельзя не отметить роль Габриэля Ламе в строительстве купола и сводов Исаакиевского собора. В 1822 году он написал работу «Об устойчивости сводов», содержание которой высоко оценили в стенах Академии наук Института Франции. Впоследствии труд Ламе публиковался не менее пяти раз на русском и французском языках, а также стал активно использоваться в учебном процессе студентов не только Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге, но и Школы мостов и дорог в Париже.

 

Благодаря работе Габриэля Ламе сегодня петербуржцы любуются Александровской колонной в центре города. Исходя из законов геометрической оптики и перспективы, он по просьбе Огюста Монферрана смог рассчитать очертания столпа таким образом, что глядя на него из любой точки Дворцовой площади, мы ощущаем напряжение камня, прочность сооружения и плавность его силуэта.

 

Нельзя переоценить вклад инженера в развитие отечественного мостостроения. Он входил в состав комиссии, которая в декабре 1823 года освидетельствовала новое для России изобретение – цепепробную машину, или сидерометр. В дальнейшем Г. Ламе принимал участие в испытании прибора и анализе полученных данных – их результаты инженер изложил в отдельной статье.
Изобретение цепепробной машины позволило возвести за короткий срок целых пять подвесных переправ в Петербурге, некоторые из них до сих пор переброшены через реки и каналы города.

 

Подвесные переправы увлекли Ламе, и совместно со своим другом и коллегой инженером Б. П. Э. Клапейроном он составил проекты висячих мостов через реки Москву и Яузу, эскизный проект моста через реку Мсту в Бронницах. Самостоятельно он создал проект цепной переправы через реку Лугу в Ямбурге. Но одной из самых впечатляющих и выдающихся является конструкция висячего моста через Неву пролетом в 311,5 метров, спроектированная при участии Б. П. Э. Клапейрона, П. П. Базена и Е. Адама. Однако, в связи со смертью Александра I эту идею реализовать так и не удалось.

Фотоальбом

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»