С ДНЕМ МОСТОВИКА!
225 назад впервые законодательно были закреплены должности по надзору за мостами. 23 (12 сентября по старому стилю) 1798 года был обнародован Устав столичного города Санкт-Петербурга, подписанный императором Павлом I. Согласно этому документу, в штате полиции полагалось иметь «при состоящих на Неве реке 4-х мостах: Комиссаров – 4, с жалованьем в год 400 рублей каждому, Комиссарских помощников – 4, с жалованьем 200 рублей каждому». А в главе VI «О Полиции» в параграфе 21 сказано: «Полиция имеет строгое наблюдение за исправностью в городе мостов, перевозов, мостовых чистотою улиц, освещением города и точным от обывателей исполнением их повинностей».
На данный момент это первый в истории России юридический документ, официально закрепляющий специальные должности для систематического наблюдения за состоянием переправ. Именно он дает право считать 23 сентября неофициальным праздником – Днем мостовика. Ведь у тех, кто строит мосты, есть свой профессиональный праздник – День строителя, а у инженеров, которые берегут переправы на протяжении десятков и сотен лет, своего дня нет.
История профессии мостовика, как отдельного направления деятельности, не связанной со строительством, началась с 1718 года в Петербурге. За это время профессия претерпела множество изменений – с самого начала за мостами следили полицейские команды, но в рамках своих общих обязанностей. Был и период работы частных лиц по подряду, когда разводка мостов была передана им от офицеров Партикулярной верфи Адмиралтейств-коллегии. Набираясь опыта, получая в содержание новые мосты, столичная полиция именно в 1798 году получила отдельное должностное лицо для выполнения обязанностей, которые сейчас исполняют мостовики.
Благодаря труду этих специалистов, все практики, которые продумывались, вводились и апробировались в Петербурге, передавались в остальные города империи. Именно эти первые мостовики, «набивая шишки», отбирали ценнейшие знания и опыт, чтобы передать своим коллегам по всем уголкам страны, а позднее воплотить в учебниках и пособиях, по которым мы учимся сейчас.