Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Прибытие первого поезда с продовольствием после прорыва блокады Ленинграда

7 февраля — важная ежегодная дата для Петербурга и нашей страны. В этот день в 1943 году на Финляндский вокзал осажденного города прибыл первый поезд с продовольствием с Большой земли.

 

Поездной состав ждал утра в Новой Деревне, а паровоз с двумя классными вагонами стоял на запасных путях перед Финляндским вокзалом.

 

Рано утром паровоз отправился за своим составом.

 

Согласно записи в путевом листе, поезд №937 в Новую Деревню прибыл в 16 часов 6 февраля, а утром в 10 ч. 15 мин. отправился в Ленинград и, разорвав красную ленточку, медленно подошел к перрону Финляндского вокзала в 12 ч. 10 мин.

 

Теперь обратимся к воспоминаниям В.М. Виролайнена (начальник Северной железной дороги): «Утром, 7 февраля, под торжественный марш военного оркестра наш поезд медленно подошел к полуразрушенному Финляндскому вокзалу. Нас встретил почетный караул из частей железнодорожных войск. На перроне собрались большие толпы ленинградцев. Сойдя с паровоза, я отдал рапорт руководителям ленинградских партийных и советских организаций о прибытии первого прямого поезда с продовольствием. Начался митинг».

 

Открывал митинг Председатель исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся П.С. Попков, после чего он передал слово секретарю партбюро депо Волховстрой Серафиму Георгиевичу Титову. Титов рассказал о тех, кто победил в соревнованиях за право вести этот поезд: о машинисте Пироженко, главном кондукторе Кудряшове, вагонном мастере Богданове, славит Красную Армию, прорвавшую блокаду Ленинграда.

 

Затем слово взял Иван Георгиевич Зубков, он рассказал, как строители под огнем противника проложили 33 км железнодорожных путей за 14 дней. За ним говорит женщина с изнуренным лишениями блокады, но радостным лицом. Это Абабкова, текстильщица с фабрики «Работница», и тут мы обратимся к воспоминаниям Павла Лукницкого, военного корреспондента:

 

«Слышу голос с трибуны: «Сегодня открывается постоянное и регулярное сообщение Ленинграда со страной! Поезд идет в Челябинск! Все мы знаем тракторы с маркою «ЧТЗ» и все понимаем: если Челябинск во время войны выпускает иную продукцию. То теперь, с открытием прямого железнодорожного сообщения, он может снять с многострадального, мужественного Кировского завода тяжкое бремя восстановления тех пострадавших в упорных боях танков, экипажи которых сражались за Ленинград до последнего человека. Эти танки доставляются с поля боя на Кировский завод и после ремонта, прямо от заводских ворот, снова уходят в бой.

 

Позади генерала А.А. Кузнецова, на трибуне, опираясь на спинку стула, стоит Виролайнен. По его лицу заметно, что он еще не совсем оправился после вчерашней сердечной схватки. Хочется пожелать ему здоровья- он тоже много сделал для спасения голодающих ленинградцев в самый острый период эвакуации по ледовой и водной «Дороге жизни». Ведь через Волховстрой в 1942 году прошли 588 эшелонов с одним миллионом ста пятьюдесятью тысячами эвакуированных ленинградцев!… Митинг заканчивается рапортом начальника дороги:

 

— Поезд №719, рейсом Ленинград-Волховстрой, пятьдесят осей, восемьсот тонн, ведомый машинистом Федоровым, к отправлению готов!»

 

Выступил на митинге и начальник Октябрьской железной дороги Б.К. Саламбеков. Первый поезд из Челябинска привез груз в 450 тонн с разнообразным продовольствием, в том числе и сливочным маслом. А вот как о встрече первого поезда вспоминал майор Табарчук: «Комок в горле и мороз пробежал по коже, видя такую картину встречи. Мы и ранее понимали значение выполняемого задания, но когда увидели лица ленинградцев, полные благодарности нам за проделанную работу, то поняли- все лишения были не зря…»

 

Посетители Музея мостов имеют уникальную возможность увидеть документальный фильм 1943 года «Путь открыт», где демонстрируются кадры прибытия первого поезда в Ленинград после прорыва блокады, а также работает выставка «Дорога Победы Ивана Зубкова».

 

По материалам из книги «Стальные магистрали блокадного Ленинграда». Автор статьи Ирина Николаевна Стоян.

Uh9btyloh1065ab1937 68df 4c37 9e62 c2176804e6ac Bea9de49 44f9 4acc a9e4 56cf2d8026b5

 

Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»!
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»