Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Прибор системы Дехтерёва – памятник науки и техники

В Российском доме международного научно-технического сотрудничества в Москве состоялся ХХХI Экспертный совет Политехнического музея по программе «Памятники науки и техники в музеях России». По итогам заседания совета четыре предмета Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации признаны памятниками науки и техники I ранга.

Прибор для измерения скорости паровоза системы Дехтерёва представил комиссии научный сотрудник музея С.В. Иванов.

Изобретателем прибора является штабс-капитан Корпуса инженеров путей сообщения Владимир Матвеевич Держанский-Дехтерёв. Он же выполнил в натуре «механизм, определяющий в точности скорость хода локомотива по железной дороге».

В музей прибор поступил в 1850 г., о чем свидетельствует запись № 208 в Шнуровой книге учета музейных предметов. В каталоге «Описание моделей музеума Института Корпуса инженеров путей сообщения», изданном в 1862 г. под редакцией Н.М. Соколова, на стр. 237 под № 247 приводится описание предмета «Снаряд инженера штабс-капитана Дехтерева, служащий для определения скорости движения паровозов».

Прибор смонтирован в деревянном корпусе, выполненном в форме равнобедренного треугольника, на котором в лабораторных целях смонтирован шкив с приводной ручкой, для объяснения действия прибора. На деревянное основание установлен металлический треножник, в средней части которого расположено вилкообразное устройство, вращающиеся в горизонтальной плоскости, выполненное из трёх вертикальных латунных трубок и горизонтальной, связанных посредством сообщающихся сосудов. Причём средняя, центральная, выполнена короче крайних, т.к. именно она и является определяющей и указывающей на вертикальную шкалу отклонения понижения ртути при приведении прибора в действие. В данном приборе утрачены стеклянные колбочки, которые изначально были продолжением всех трёх вертикальных латунных трубок. Шкала имеет градуировку от 0 до 45 (вёрсты за час пути), где ноль соответствует состоянию покоя. Ртуть была выбрана изобретателем, как наиболее плотная из жидких химических элементов. Для юстировки прибор оснащён подвижной регулировочной площадкой. В зависимости от температуры внешней среды перед измерением площадку необходимо было выставить на ноль относительно шкалы измерения. Действие прибора основано на влиянии центробежной силы, где при возрастании ускорения ртуть из средней указующей трубочки будет перетекать в крайние и понижение уровня в средней и будет на шкале показывать скорость локомотива.

Прибор для измерения скорости паровоза системы Дехтерёва был изготовлен в 1850 г. и является первым и единственным выявленным образцом подобных приборов.

Фотоальбом

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»