Памятники науки и техники. Паровоз серии ЕЛ-534
Фонд моделей и натурных образцов является старейшим в собрании Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, именно он в 1813 году положил начало формированию коллекции музея. Каждый музейный предмет имеет неповторимую историю и только глубокое и всестороннее изучение музейного предмета специалистами может выявить его подлинную ценность. Коллекция натурного подвижного состава включает в себя ценнейшие образцы отечественной и зарубежной техники.
13 декабря в Москве на ХХХI Экспертном совете Политехнического музея паровозу серии ЕЛ-534 был присвоен статус памятника науки и техники I ранга. История создания локомотива была изучена и представлена старшим научным сотрудником А.Д. Пениным.
Паровоз серии ЕЛ-534 является уникальным предметом, отражающим значимый этап в развитии науки и техники, в истории политических и экономических связей между Россией и Соединёнными Штатами Америки. Во время Первой мировой войны паровозостроительные заводы Российской империи были загружены военными заказами. Поэтому в 1915-1916 годы паровозы были заказаны в США, строились на заводах «Балдвин» (г. Филадельфия) американской локомотивной компании АЛКО (г. Скенектади). Часть паровозов была заказана канадской паровозостроительной компании. Эти локомотивы имели обозначение ЕФ, ЕС и ЕК.
В 1916 году была заказана вторая партия паровозов. С учётом опыта эксплуатации ранее выпущенных машин, были выполнены изменения в конструкции. По предложению профессора Ю.В. Ломоносова новый паровоз получил обозначение ЕЛ – в честь инженера А.И. Липеца, руководившего проектированием этого локомотива. Всего было выпущено более 700 машин серии ЕЛ, они работали на Екатерининской, Пермской железных дорогах, на магистралях Сибири и Дальнего Востока.
Паровоз серии ЕЛ-534 был изготовлен в 1917 году. После Великой Отечественной войны он работал на Забайкальской железной дороге. В 1962 году был передан на Томь-Усинскую ГРЭС. В Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации паровоз поступил в 1981 году из локомотивного депо Омск Западно-Сибирской железной дороги.
Всего сохранилось два паровоза данной серии: в ЦМЖТ РФ, а также в Уссурийске установлен паровоз-памятник серии ЕЛ-629 в сквере у дома культуры им. Чумака.