Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Детали заказа

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Памятники науки и техники. Паровоз серии ЕЛ-534

Фонд моделей и натурных образцов является старейшим в собрании Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации, именно он в 1813 году положил начало формированию коллекции музея. Каждый музейный предмет имеет неповторимую историю и только глубокое и всестороннее изучение музейного предмета специалистами может выявить его подлинную ценность. Коллекция натурного подвижного состава включает в себя ценнейшие образцы отечественной и зарубежной техники.

13 декабря в Москве на ХХХI Экспертном совете Политехнического музея паровозу серии ЕЛ-534  был присвоен статус памятника науки и техники I ранга. История создания локомотива была изучена и представлена старшим научным сотрудником А.Д. Пениным.

Паровоз серии ЕЛ-534 является уникальным предметом, отражающим значимый этап в развитии науки и техники, в истории политических и экономических связей между Россией и Соединёнными Штатами Америки. Во время Первой мировой войны паровозостроительные заводы Российской империи были загружены военными заказами. Поэтому в  1915-1916 годы паровозы были заказаны в США, строились на заводах «Балдвин» (г. Филадельфия) американской локомотивной компании АЛКО (г. Скенектади). Часть паровозов была заказана канадской паровозостроительной компании. Эти локомотивы имели обозначение ЕФ, ЕС и ЕК.

В 1916 году была заказана вторая партия паровозов. С учётом опыта эксплуатации ранее выпущенных машин, были выполнены изменения в  конструкции. По предложению профессора Ю.В. Ломоносова новый паровоз получил обозначение ЕЛ – в честь инженера А.И. Липеца, руководившего проектированием этого локомотива. Всего было выпущено более 700 машин серии ЕЛ, они работали на Екатерининской, Пермской железных дорогах, на магистралях Сибири и Дальнего Востока.

Паровоз серии ЕЛ-534 был изготовлен в 1917 году. После Великой Отечественной войны он работал на Забайкальской железной дороге. В 1962 году  был передан на Томь-Усинскую ГРЭС. В Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации паровоз поступил в 1981 году из локомотивного депо Омск Западно-Сибирской железной дороги.

Всего сохранилось два паровоза данной серии: в ЦМЖТ РФ, а также в Уссурийске установлен паровоз-памятник серии ЕЛ-629 в сквере у дома культуры им. Чумака.

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»