От ручного перевода до диспетчерской централизации
Сегодня, 31 января 1873 года, министром путей сообщения графом А.П. Бобринским было утверждено «Положение о сигналах на железных дорогах».
Положение стало первым документом, регламентировавшим действие сигналов, обязательным для всех железных дорог России.
На современных магистралях в комплексе технических средств железнодорожного транспорта важное место занимают устройства автоматики и телемеханики, по старой терминологии называемые устройствами сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Они позволяют обеспечить высокий уровень безопасности движения поездов, увеличить пропускную способность перегонов и станций, автоматизировать многие операции по управлению движением поездов.
Центральный музей железнодорожного транспорта России располагает фундаментальным собранием устройств СЦБ, которое комплектуется на основе нескольких систематических коллекций, отражающих историю развития технической мысли в этой области. Уникальный фонд включает более 250 натурных образцов и моделей, среди которых редкие музейные предметы и памятники техники XIX века: электрожезловой аппарат английской фирмы «Вебб-Томпсон», контрольный прибор системы В.Х.Протасевича (повторитель семафора), два аппарата независимой неавтоматической блокировки Тейра — первой блокировки России, устроенной в 1868 году на участке Санкт-Петербург — Ораниенбаум — Петергоф Балтийской железной дороги.
Продолжение следует…





























