Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Открытие Царскосельской железной дороги

30 октября (11 ноября) 1837 г. состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги – первой железной дороги России общего пользования. Строительство железной дороги явилось закономерным этапом развития путей сообщения России, обусловленным как исторической, так и экономической целесообразностью. Возможность строительства железных дорог неоднократно обсуждалась русскими инженерами, передовыми общественными и политическими деятелями страны. Однако единого взгляда на проблему не было, идею сооружения железных дорог приветствовали далеко не все.

 

В начале 1835 г. впервые вопрос о необходимости строительства железных дорог в России стал предметом специального обсуждения в правительстве. Он был поднят в связи с прошением, которое подал профессор Венского и Пражского Политехнических институтов Франц Антон Риттер фон-Герстнер на имя императора Николая I о предоставлении ему концессии на постройку в течение 20 лет железных дорог в России. Ф.А. Герстнер писал: «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения».

 

Речь шла о сооружении дорог Санкт-Петербург –Москва, Москва – Нижний Новгород – Казань и Москва – Одесса. В период подготовки строительства дороги между Петербургом и Москвой Ф.А. Герстнер предлагал построить небольшую по протяжению опытную линию, которая показала бы возможность эксплуатации железных дорог в условиях русской зимы и завоевала признание ее теми, кто раньше выступал против строительства железных дорог.

 

В июне 1835 г. император Николай I одобрил предложение Ф.А. Герстнера по сооружению железной дороги «от С.-Петербурга до Царского Села с продлением ее до Павловска», наложив резолюцию: «Читал с большим вниманием и убежден, как и прежде в пользе сего дела…». Этот документ современники называли «краеугольным камнем основания железных дорог в России и их дальнейшего развития». Таким образом, столь важный и серьезный вопрос был решен в рекордно короткий срок – в течение полугода. Это можно объяснить, как положительным отношением Николая I к идее строительства железных дорог, так и настойчивостью и инициативностью самого Ф.А. Герстнера. 21 марта 1836 г. утверждено положение о создании Акционерного общества Царскосельской железной дороги. 1 мая 1836 г. приступили к работам.

 

30 октября 1837 г. состоялось официальное открытие Царскосельской железной дороги. Первый поезд прошел от Петербурга до Царского Села за 35 минут со средней скоростью 35 км/ч. В 1838 г. началось постоянное движение поездов до Павловска. Протяженность первой железной дороги России общего пользования составляла 25,5 км, ширина колеи – 1829 мм. При сооружении дороги возведены 42 малых моста с пролетами 2-4 м и мост через Обводный канал длиной 27 м.

 

При сооружении дороги построено четыре пассажирские станции – Петербург, Московское Шоссе, Царское Село и Павловск. В 1841-1851 гг. вместо первого деревянного вокзала в Петербурге по проекту К.А.Тона возведен новый каменный двухэтажный вокзал, в 1876 г. вокзал перестроен по проекту М.Л. Бернадского. Парк подвижного состава к моменту открытия дороги насчитывал 6 паровозов и 16 вагонов четырех типов. Через год паровозы получили названия: «Проворный», «Стрела», «Слон», «Лев», «Орел» и «Богатырь».

 

Царскосельская железная дорога оказала заметное влияние на развитие культурной жизни Петербурга. Павловский музыкальный вокзал, открытый 22 мая 1838 г., стал первым постоянным концертным учреждением России. В Павловске выступали И. Штраус, М.Ф. Глинка, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов. Концерты посещали М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, А.Н. Серов.

 

Трудно переоценить значение строительства Царскосельской дороги для развития железнодорожного дела в России. На дороге производились исследования в области устройства земляного полотна, испытания подвижного состава, изучение экономических условий эксплуатации. Опыт ее постройки был учтен как при сооружении магистрали Санкт-Петербург – Москва так и при дальнейшем развитии сети железных дорог страны.

 

Огромный интерес вызывает коллекция музейных предметов, отражающих историю Царскосельской железной дороги. В собрании музея находятся подлинные предметы, относящиеся к истории дороги, уникальные модели, книги и документы.

 

Наиболее ценными музейным предметом фонда библиотеки музея является редкое издание «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск, высочайше привилегированною Его Императорским Величеством компаниею», автором которого является инициатор и строитель Царскосельской железной дороги Франц Антон Герстнер. Огромный интерес для исследователей представляют «Журналы общего собрания Царскосельской железной дороги», где собраны печатные отчеты общих собраний «Г.г. акционеров Царскосельской железной дороги» начиная с 10 мая 1838 г. и заканчивая 15 февраля 1855 г.

 

Модель паровоза «Проворный», которая украшает первый зал музейной экспозиции, была изготовлена в 1839 г. студентами Санкт-Петербургского технологического института, когда настоящий «Проворный» еще курсировал между Петербургом и Царским Селом, и является старейшей технической моделью паровоза в мире. В 1992 г. по решению Экспертного совета при Государственном политехническом музее (Москва) модель паровоза «Проворный» признана памятником науки и техники I ранга и удостоена сертификата ПНТ.

9rkwirekfqo Bllyj0rli3o Bzgifpp5omy Ddjay6qpyte Omabgunhyag Rzuc5jtgzdu Yyq60n75eie

Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра”!
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра̶...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
“Страна Мостляндия”
“Страна Мостляндия”
“Тайный язык железной дороги”
“Тайный язык железной дороги”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»