Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Николай Васильевич Лупал

15 августа 1887 года родился Николай Васильевич Лупал. Он внес большой вклад в развитие железнодорожной автоматики и телемеханики, являлся крупнейшим ученым в этой области. Стал организатором первой в нашей стране кафедры СЦБ в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТе).

 

Вернемся к предыстории. В России к концу XIX века наблюдался стремительный рост объемов и интенсивности железнодорожных перевозок, увеличилась скорость движения поездов. Как следствие — существенно усложнились процессы регулирования движения поездов и управления стрелками и сигналами. Технические средства, предназначенные для решения этих задач, усложнялись и должны были обеспечить увеличение пропускной способности железных дорог, безопасность движения и облегчение труда оперативных работников. В это время и появляется на железных дорогах новая специальность, которая получила название «Сигнализация, централизация и блокировка» (СЦБ). Профессора Я.Н.Гордиенко, Н.О.Рогинский, Н.В.Лупал заложили основы этой специальности как научной и учебной дисциплины.

В Центральном музее железнодорожного транспорта РФ хранится уникальная коллекция, отражающая этапы развития СЦБ и рассказывающая о ее основоположниках. В том числе, в личном фонде Н.В.Лупала есть фотографии и документы, рассказывающие о его профессиональных достижениях.
Николай Васильевич родился в Москве. «В документе, заменявшем мое метрическое свидетельство, а именно, в копии Елисаветградского Окружного суда от 15 августа 1887 г. записано, что в квартире акушерки Глинки родился сын, названный Николай. Таким образом долгое время оставались неизвестными имена родных отца и матери», — отметил в автобиографии Н.В.Лупал.

 

Как вспоминает Александр Александрович Гаккель, внук знаменитого ученого, его дед, дожив до 79 лет, продолжал работать. Ослепнув в преклонном возрасте, он все время писал воспоминания. Печатал историю свой жизни на машинке. Десять томов сохранились и ждут своих увлеченных исследователей неординарной темы: «Сигнализация, централизация и блокировка». А еще это потрясающая подробная история страны через призму восприятия человека, родившегося в конце XIX в. века, получившего прекрасное воспитание и образование в семье отставного военного Василия Леонтьевича Лупала. Приемные родители в пятнадцатилетнем возрасте Николая официально усыновили. Со временем стали известны и имена настоящих родителей. Мать, Зоя Григорьевна, урожденная Ступина, была дочерью небогатого помещика. Трижды выходила замуж. Обстоятельства, вынудившие отдать пятилетнего сына в чужую семью, никогда с нею не обсуждались. Отец, некий Фоменко, по службе пошел далеко, в конце жизни он был сенатором первого кассационного суда. Проживал он рядом с домом, где воспитывался в чужой семье сын. До 1912 года давал на содержание ребенка по 50 рублей ежемесячно при условии, что тайна об отцовстве будет сохраняться непреклонно. В 1915 году в газете «Новое время» был опубликован некролог о его смерти.

 

Есть в одном из томов воспоминаний Н.В.Лупала глава «То, чего не было», она начинается со слов: «Я не производил тогда записей. Это было опасно». Интеллигент, инженер, мыслящий смело, иронично, фиксируя мельчайшие детали событий и имена, понимал, что эти печатные строки станут со временем единственным напоминанием о людях, с которыми он встречался: одних любил и дружил с ними, других ненавидел. Такая вот увлекательная жизненная повесть. Что касается профессиональной стези, то известно, что в 1917 году Николай Васильевич окончил Петербургский электротехнический институт. Затем работал техником, инженером в Акционерном обществе «Сименс» (1915— 1918гг.). После революции трудился на различных должностях Северо-Западных железных дорог. С 1923 года преподавал в Ленинградском электротехническом институте. В 1929 году Н. В. Лупал стал работать в Центральной лаборатории проводной связи, где был собран первый научно-исследовательский коллектив специалистов СЦБ. В 1933 году Н.В.Лупал был приглашен на преподавательскую работу в ЛИИЖТ, где вскоре стал заведующим кафедрой, а с 1959 года — профессором.

 

Николаем Васильевичем написаны первые учебники «Основы оптической сигнализации» (1933), «Электрическая централизация стрелок и сигналов» (часть 1, 1934, часть 2, 1935), «Диспетчерская централизация» (1939). Он стал автором 69 научных трудов и 6 изобретений.

 

Н. В. Лупал проводил большую научно-исследовательскую работу в основном в области электрической и диспетчерской централизации. Первой установкой релейной централизации в стране стала централизация на ст. Гудермес, построенная по идеям и схемам Н. В. Лупала (1934).

Николай Васильевич был деканом факультета СЦБ и заведующим кафедрой «Электрическая централизация» в ЛЭТИИССе (1937–1945); заведующим кафедрой «Автоматика и телемеханика на станциях» (ЛЭТИИСС, ЛЭТИИЖТ, 1945–1954), заведующим кафедрой «Автоматика и телемеханика на железных дорогах» ЛИИЖТа (1954–1960).
Николай Васильевич был награжден орденом Ленина, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За оборону Ленинграда», «В память 250-летия Санкт-Петербурга», знаками «Почетному железнодорожнику», «Отличный связист».

Фотоальбом
Другие новости
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра «Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра»...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»