Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Детали заказа

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

«МОЯ БАМовская БИОГРАФИЯ»

Воспоминания Маргариты Ивановны Пениной

После окончания ГПТУ-17 в Сясьстрое, где я получила специальность штукатур-маляр 3-го разряда, была направлена, как молодой специалист, на работу в СУ-1 треста СевЭнергоСтрой.

 

Проработала там с августа 1970 г. по сентябрь 1975 г. Однажды, на общей линейке нашей организации бросили клич «Все на БАМ!», и я решила поехать на эту стройку.

 

Перед отправкой на строительство Байкало-Амурской магистрали, комсомольцы-добровольцы проходили стажировку в Кингисеппе. А на БАМ наш отряд «Балтиец» поехал 27 декабря 1975 года. С нами был ещё Ижорский отряд и несколько человек с Петрокрепости. Заявки на комсомольские отряды были с Зеи, Дальнего Востока, Усть-Илима и Сургута. Многих туда и отправили. А мы, нас оставалось где-то 70 человек, поехали на бурятский участок БАМа.

 

Трудности начались уже в Улан-Удэ, так как нас никто не встретил. И девять дней мы находились на вокзале. И, чтобы нам было на что поесть, ребята разгружали вагоны. Но нам было все нипочём и было весело! Володя (Феликс) Бондаренко с Галей Матвеевой играли на гитаре и пели.

 

Потом приехал Анатолий Кошкин, оформил нас на работу в СМП-572 с 9 января 1976 года штукатурами-малярами, но взял с собой не всех. Меня и ещё 19 человек оставил в городе Улан-Удэ выполнять заказ для БАМа.

 

Нас устроили на Локомотивный вагоноремонтный завод. Работали в кузнечном цеху, делали резьбу на гайках и болтах. Показали себя с хорошей стороны и нас хотели там оставить. Но мы ни в какую, так как ехали строить БАМ в тайгу, а не в город.
Мы собрались и улетели в Улюнхан. Так, БАМ для нас, 20-ти человек, начался с Улюнхана. В это время здесь находилась бригада Инны Гусевой. Погода была нелётная и из Улюнхана мастер Виктор Целиков отправил нас на «Магирусах» в посёлок Новый Уоян. Эти строительные грузовые автомобили, производившиеся германской автомобилестроительной фирмой, везли в посёлок детали щитосборных домов, а мы размещались в кабинах по два человека. До Нового Уояна добрались за трое суток.

 

 

Бригада Нади Анфимовой. Слева направо: Маргарита, Маша Черткова, Тамара Уткина, Таня Сбежнева, Бану Тухтабаева, Галя Матвеева, Сафонова, Наташа Ковпак, Надя Анфимова, Рая Федоренко. Новый Уоян, 1983 г.

 

 

Прибыв на место, мы приступили к работе малярами на строительстве щитосборных домов. Потом нас, девчонок, раскидали по бригадам и отправили на трассу. Я с Надей Анфимовой попала в бригаду Баскова на Инчукане. Надя работала «топтуном», а меня поставили поваром. Мы с Надей менялись ролями, работали по очереди.

 

Было это зимой и снегу было по пояс. «Топтуны» были одеты в ватники, ватные штаны и валенки и должны были утаптывать снег вокруг предназначенных для спиливания деревьев. Это делалось для того, чтобы пень после спиливания дерева не был слишком высоким. Пеньки проверяли замерами. «Топтуны» бежали по глубокому снегу, высоко поднимая ноги, утаптывали снег вокруг деревьев, затем бежали дальше, так как за ними шли лесорубы — пильщики. Надо было успеть убежать до падения очередного спиленного дерева, чтобы не получить по макушке. От бега становилось жарко, снимали ватники и бегали в курточках.

 

Потом нас опять перебросили на работу в посёлок: строили дома, школу, детский сад, базу ОРСа. Летом 1976 года работали на трассе — очищали деляны от сучков, работали на просеке для ЛЭП. Начинали с Ангои и шли в сторону посёлка Новый Уоян.

 

Бригада Маргариты Пениной на строительстве Пекарни. Новый Уоян , 1980 г.
Людмила, Надя Анфимова, Таня Широкова, Люда Федорахина, Валя Мерзляк.

 

У нас была тогда бригада сучкорубов во главе с бригадиром Надей Анфимовой. Работали с топорами. Пила «Дружба» у нас была всего одна и работал на ней Аркадий Баранов. Ну, а мы, девчонки (ребят тогда в нашей бригаде ещё не было) собирали сучки и вырубали топорами мелкий подсад, потом всё это сжигали. Вагончиков — бытовок у нас не было, во время перекуров грелись у костра. С Ангои дошли до Анамакита, Агнея, Верхней Ангары.

 

Бригада Нади Анфимовой на уборке территорий складирования щитов. Новый Уоян, 1976 г. Слева направо: Мастер Валентина, ……, Маргарита стоит, Бану Тухтабаева, Тамара Уткина, Наташа Ковпак, Таня Сбежнева.

 

Потом я работала поваром в бригаде Виктора Сорокина. Мы строили Нефтебазу в Старом Уояне. И вообще, я часто заменяла поваров.

 

Нефтебазу в Старом Уояне закрыли, так как по весне её заливала разлившаяся Верхняя Ангара. На трассе мы копали ямы под столбы. Было холодно, земля была мёрзлая, но копать надо и мы копали!

 

С бригадой Виктора Сорокина мы строили новую нефтебазу. Бригада была комплексная и мы выполняли все необходимые работы. Работали бетонщиками, плотниками и каменщиками, но и нашу основную специальность штукатуров — маляров никто не отменял.

На строительстве нефтебазы в Уояне. Надя Анфимова, Марина Силюн и Маргарита Пенина. 1983 г.

 

Ну, а на трассе всякое бывало: медведи захаживали. Чтобы они нам не навредили, мы оставляли им еду подальше от палаток.

 

Однажды мы стояли на Ангое. Меня с Валеркой бригадир отправил делать разметку ЛЭП, а было это зимой. На дворе -45. Я увидела свежие медвежьи следы и говорю Валерке: «Смотри, медвежьи следы идут в сторону гор.» Поворачиваюсь к нему, а его уже и след простыл! Хорошо, что мы были недалеко от дороги. Прибегаю в наш лагерь, захожу в вагончик, а Валерка уже сидит и чай пьёт.

 

На БАМе у меня родились дети: дочь Настя и сын Алёша.

 

Ну, а вечерами и в выходные мы занимались кто спортом, кто репетировал и готовился к концертам, так как всегда были конкурсы среди бригад и спортивные соревнования. Меня больше тянуло к спорту, и мои дети выросли в спортзале. Строили мы базу ОРСа в посёлке Новый Уоян и профилакторий на озере Бакани. Я была бригадиром бригады штукатуров – маляров.

 

 

 

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»