Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Модель парома-ледокола «Байкал»

На Всемирной технической выставке в Париже 1900 г. большой интерес у посетителей вызывали модели парома-ледокола «Байкал» и парохода-ледокола «Ангара», они находились рядом. О каких события модель «Байкала» может поведать современным посетителям музея в Санкт-Петербурге?

В 1900 г. завершили строительство Забайкальской железной дороги от г. Иркутска до озера Байкал (пристани с названием «Байкал») и от станции Мысовой на восточном берегу озера до Сретенска. В 1900 г. на озере Байкал начала работать паромная переправа, организованная на время строительства сложного участка вокруг озера – Кругобайкальской железной дороги, сооружение которой оценивалось в 25 млн. руб. К ее строительству приступили в 1901 г.

Паромную переправу организовали по типу, существовавших в США переправ на великих озерах. В 1894-1895 гг. для изучения опыта организации паромных сообщений в Соединенные Штаты Америки командировали помощника начальника Управления по сооружению Сибирской железной дороги инженера Соколова. Он познакомился с организацией паромной переправы между озерами Мичиган и Гурон в США, где на проливе шириной 11 км действовал паром-ледокол. Инженер Г. В. Адрианов, занимаясь изысканиями линии Иркутск-Байкал, определил места пристаней на озере Байкал. Наиболее удобными оказались: Лиственничный рейд на западном берегу и бухта Мысовая – на восточном.

Для выполнения заказа на изготовления парома провели конкурс, в котором приняло участие 12 российских и иностранных заводов. В результате чего заказ передали заводу Армстронга в Ньюкастле (Англия). В Англии паром собрали частями. В разобранном виде корпус парома доставили в Петербург 16 июня 1896 г., а машины и механизмы 4 декабря в Ревель (Таллин) по морю. Затем их повезли по железной дороге в г. Красноярск, а уже оттуда по реке Ангара и озеру Байкал в поселок Лиственничный. Для провода судов с частями парома по ангарским порогам применили туерный способ проводки, забрасывая с судна вперед якоря и подтягивая его лебедками. Сборку парома произвели в селе Лиственничное на Байкале. Руководить работами по сборке паромов пригласили корабельного инженера В. Заблоцкого. Проект пристаней для паромов на Байкале составлял инженер П.К. Янковский.

17 июня 1899 г. паром-ледокол, получивший название «Байкал», был спущен на воду, 4 января 1900 г. он совершил пробный рейс. Размеры судна: длина – 80 м, ширина – 17 м. Паром вмещал 25 груженых вагонов на нижней палубе, 150 пассажиров в каютах и на верхней палубе. Паром «Байкал» собрали еще до открытия Забайкальской железной дороги, 27 февраля 1900 г. он прекратил работу, так как был поврежден льдом. Борта обшили стальными листами.

В 1898 г. на том же заводе в Англии для паромной переправы заказали второй корабль меньшего размера для вспомогательных рейсов, получивший название «Ангара». Размеры судна: длина – 61 м, ширина – 10,7 м. Паром вмещал груз из 10 вагонов, 160 пассажиров. Пароход-ледокол «Ангара» собирался осенью 1900 г.

С открытием в июле 1900 г. Забайкальской железной дороги на озере Байкал работал пароход «Лейтенант Малыгин». Зимой 1900-1901 гг., когда озеро замерзло, по льду организовали грузовую переправу, которая проработала с 12 января по 12 апреля 1901 г. Таким же образом организовывали воинские перевозки в зиму 1904-1905 гг. В 1901-1905 гг. связывали Великий Сибирской путь на озере Байкал паром-ледокол «Байкал» и пароход-ледокол «Ангара». В период 1901-1903 гг. паромы ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Скорость движения паромов составляла 22-23 км/ч. В летнее время паромы доходили от одного до другого берега за 3,5 часа, а зимой за 6-7 часов.

В 1903 г. пристань из Мысовой перевели в Танхой. В 1905 г. с завершением Кругобайкальской ж.д. паромную переправу отменили, но паромы оставили на случай «не возможности движения по Кругобайкальской ж.д.». В 1918 г., в период Гражданской войны, паром «Байкал» использовали части Красной Армии, как плавучую батарею. В районе пристани Танхой его обстрелял пароход «Феодосия», на котором частями белой армии были установлены орудия. Паром «Байкал» загорелся и затонул недалеко от берега. Паром «Ангара» сохранился до настоящего времени, находится в г. Иркутск. В 2017 г. во время работы VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация фильма киностудии ООО «Атлас-медиа» режиссёра Михаила Чумака «Байкальская переправа», посвящённого работе легендарной паромной переправы и жизненному пути одного из выдающихся министров путей сообщения, инициатору организации музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I – М.И. Хилкова.

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»