Покупка билета
Идёт разработка раздела
Добавить билет
Ваш заказ
Детали заказа
190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Модель парома-ледокола «Байкал»

На Всемирной технической выставке в Париже 1900 г. большой интерес у посетителей вызывали модели парома-ледокола «Байкал» и парохода-ледокола «Ангара», они находились рядом. О каких события модель «Байкала» может поведать современным посетителям музея в Санкт-Петербурге?

В 1900 г. завершили строительство Забайкальской железной дороги от г. Иркутска до озера Байкал (пристани с названием «Байкал») и от станции Мысовой на восточном берегу озера до Сретенска. В 1900 г. на озере Байкал начала работать паромная переправа, организованная на время строительства сложного участка вокруг озера – Кругобайкальской железной дороги, сооружение которой оценивалось в 25 млн. руб. К ее строительству приступили в 1901 г.

Паромную переправу организовали по типу, существовавших в США переправ на великих озерах. В 1894-1895 гг. для изучения опыта организации паромных сообщений в Соединенные Штаты Америки командировали помощника начальника Управления по сооружению Сибирской железной дороги инженера Соколова. Он познакомился с организацией паромной переправы между озерами Мичиган и Гурон в США, где на проливе шириной 11 км действовал паром-ледокол. Инженер Г. В. Адрианов, занимаясь изысканиями линии Иркутск-Байкал, определил места пристаней на озере Байкал. Наиболее удобными оказались: Лиственничный рейд на западном берегу и бухта Мысовая – на восточном.

Для выполнения заказа на изготовления парома провели конкурс, в котором приняло участие 12 российских и иностранных заводов. В результате чего заказ передали заводу Армстронга в Ньюкастле (Англия). В Англии паром собрали частями. В разобранном виде корпус парома доставили в Петербург 16 июня 1896 г., а машины и механизмы 4 декабря в Ревель (Таллин) по морю. Затем их повезли по железной дороге в г. Красноярск, а уже оттуда по реке Ангара и озеру Байкал в поселок Лиственничный. Для провода судов с частями парома по ангарским порогам применили туерный способ проводки, забрасывая с судна вперед якоря и подтягивая его лебедками. Сборку парома произвели в селе Лиственничное на Байкале. Руководить работами по сборке паромов пригласили корабельного инженера В. Заблоцкого. Проект пристаней для паромов на Байкале составлял инженер П.К. Янковский.

17 июня 1899 г. паром-ледокол, получивший название «Байкал», был спущен на воду, 4 января 1900 г. он совершил пробный рейс. Размеры судна: длина – 80 м, ширина – 17 м. Паром вмещал 25 груженых вагонов на нижней палубе, 150 пассажиров в каютах и на верхней палубе. Паром «Байкал» собрали еще до открытия Забайкальской железной дороги, 27 февраля 1900 г. он прекратил работу, так как был поврежден льдом. Борта обшили стальными листами.

В 1898 г. на том же заводе в Англии для паромной переправы заказали второй корабль меньшего размера для вспомогательных рейсов, получивший название «Ангара». Размеры судна: длина – 61 м, ширина – 10,7 м. Паром вмещал груз из 10 вагонов, 160 пассажиров. Пароход-ледокол «Ангара» собирался осенью 1900 г.

С открытием в июле 1900 г. Забайкальской железной дороги на озере Байкал работал пароход «Лейтенант Малыгин». Зимой 1900-1901 гг., когда озеро замерзло, по льду организовали грузовую переправу, которая проработала с 12 января по 12 апреля 1901 г. Таким же образом организовывали воинские перевозки в зиму 1904-1905 гг. В 1901-1905 гг. связывали Великий Сибирской путь на озере Байкал паром-ледокол «Байкал» и пароход-ледокол «Ангара». В период 1901-1903 гг. паромы ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Скорость движения паромов составляла 22-23 км/ч. В летнее время паромы доходили от одного до другого берега за 3,5 часа, а зимой за 6-7 часов.

В 1903 г. пристань из Мысовой перевели в Танхой. В 1905 г. с завершением Кругобайкальской ж.д. паромную переправу отменили, но паромы оставили на случай «не возможности движения по Кругобайкальской ж.д.». В 1918 г., в период Гражданской войны, паром «Байкал» использовали части Красной Армии, как плавучую батарею. В районе пристани Танхой его обстрелял пароход «Феодосия», на котором частями белой армии были установлены орудия. Паром «Байкал» загорелся и затонул недалеко от берега. Паром «Ангара» сохранился до настоящего времени, находится в г. Иркутск. В 2017 г. во время работы VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация фильма киностудии ООО «Атлас-медиа» режиссёра Михаила Чумака «Байкальская переправа», посвящённого работе легендарной паромной переправы и жизненному пути одного из выдающихся министров путей сообщения, инициатору организации музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I – М.И. Хилкова.

Другие новости
Oh4k qft3kg
Старт конкурса елочных игрушек «Новогодняя мастерская»!
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Фестиваль «Школьные музеи родному городу»
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра”!
Игра “Мосты Петербурга: вчера, сегодня, завтра̶...
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного дела
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Мастер-класс “Строим мост Леонардо да Винчи”
Путешествие в город мостов
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Куда приводят мосты»
“Страна Мостляндия”
“Страна Мостляндия”
“Тайный язык железной дороги”
“Тайный язык железной дороги”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
Квест “ЗаКЛЮЧительное расследование”
От паровоза до Сапсана
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музея
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
Метрополитен: как это работает?
image 7 4
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников «Тайны петербургского Комитета красоты»
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
image 5 10
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
image 5 9
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
image 5 6
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
image 5 8
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»