Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Модель паровоза «Проворный»

Центральный музей железнодорожного транспорта хранит большое количество уникальных моделей подвижного состава. Одним из наиболее значимых экспонатов является модель паровоза «Проворный».

30 октября 1837 года. Открытие первой в России железной дороги общего пользования. От станции Санкт-Петербург в сторону Царского Села отправляется пассажирский поезд. Создатель дороги австрийский инженер Франц-Антон Герстнер управляет паровозом «Проворный».

Этот локомотив был построен в 1836 году в Англии на заводе Р. Стефенсона. Он имел одну бегунковую, одну движущуюся и одну поддерживающую оси и был рассчитан на ширину колеи 1829 мм. В то время уже практиковалось деление паровозов на пассажирские и товарные. Поскольку паровоз должен был эксплуатироваться в пассажирском движении, диаметр колёс был 1830 мм. Паровоз имел коленчатую ось движущей колёсной пары. Колёсные центры не имели кривошипов и противовесов. Мощность паровоза составляла 146 л.с. Он мог разгоняться до 60 км/час – неслыханная по тем временам скорость. На Царскосельской дороге паровоз работал 19 лет.

Модель паровоза «Проворный» в масштабе 1 : 4 была изготовлена в 1839 г. студентами Политехнического института.

При праздновании 150-летия отечественных железных дорог в 1987 г. было принято решение изготовить полноразмерный макет этого паровоза. В работе приняли участие дипломники механического факультета Ленинградского института железнодорожного транспорта. Колёсные пары изготавливались в локомотивных депо Малая Вишера и Ленинград-Финляндский. В депо Ленинград-Сортировочный-Витебский были созданы блок-макеты дымовой коробки с цилиндрами и дымовытяжной трубой, водяных насосов и топки. Паровозную раму, рессорное подвешивание, перила, нижнюю обвязку сделали в депо Ленинград-Балтийский. Предохранительные клапаны и сухопарный колпак были выполнены на Канонерском судоремонтном заводе, ряд заказов был размещен на Октябрьском электровагоноремонтном заводе и других предприятиях города и магистрали.

Полная сборка макета паровоза «Проворный» производилась в депо Ленинград-Балтийский. Для этого была сформирована специальная бригада, в которую вошли самые квалифицированные мастера из упомянутых депо. При сборке макета эта бригада решила множество самых сложных вопросов, к которым относятся сушка красного дерева, его шлифовка, лакировка, полировка; макетирование шатунно-кривошипного механизма; изготовление латунных стяжных фигурных поясов, а также сборка котла, установка его на раму паровоза; подкатка колесных пар и выполнение других работ.

Помимо паровоза, были изготовлены вагоны первого поезда Царскосельской железной дороги.

Состав был размещён в специальном павильоне на Витебском вокзале. На этом месте в 1837 году размещалось пассажирское здание станции Санкт-Петербург Царскосельской железной дороги. Позднее состав был перемещён на Малую Октябрьскую железную дорогу.

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»