Warning: Trying to access array offset on value of type null in /var/www/cmzt.ru/wp-content/themes/museum/header.php on line 79

Покупка билета

Идёт разработка раздела
Добавить билет

Ваш заказ

Варианты оплаты

190068, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50 Музей сегодня открыт Версия для слабовидящих
ENG
Меню

Модель Николаевского цепного моста

Впервые, спустя столетие, в Музее мостов стало возможным увидеть в полном объеме уникальную модель Николаевского цепного моста через Днепр в Киеве. Реставрация еще продолжается, но исторический музейный объект уже собран почти полностью. Модель долгое время демонстрировалась частично. Вторая половина не выставлялись из-за своего состояния. Чтобы восстановить первоначальный облик, реставратор выполнил ювелирную работу: очистил от загрязнений, склеил и укрепил десятки мельчайших фрагментом.

Судьба полномасштабного цепного моста была яркой. Это была первая постоянная переправа через Днепр в Киеве, построенная в середине XIX в. по проекту английского инженера Чарльза Виньоля. Решение о строительстве принимал лично император Николай I, в честь которого впоследствии мост получил своё название. Строительство началось 30 августа 1848 года. Об особенностях инженерных решений  документы сообщают следующее: «подвесная конструкция из 4-х пролетов по 440 футов и 2-х пролетов по 225 футов, а также разводного пролета с поворотным полотном». По отзывам современников «монументальность и оригинальная система построения придают работам особенный интерес». Мост был уничтожен 10 июня 1920 года отступавшими польскими войсками.

В середине XIX в.  Англии была выполнена модель в масштабе 1:96 в подарок императору Николаю I. В начале XX века  она занимала почти девять метров, украшая центральную лестницу Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I. В советское время экспонат убрали в фондохранилище. В XXI веке раритету потребовалась серьезная реставрация, которая длится уже не один год.

Исследования в Российском государственном историческом архиве позволили выявить интересные факты из истории путешествия модели в Россию. Ценный груз в Лондоне в присутствии чиновника российского консульства опечатали консульской печатью и отправили в 15 ящиках пароходом «Камилла» под управлением шкипера Броунлея в Санкт-Петербург. Модель предназначалась к получению господам Тилька и Буска. Перевозка осуществлялась под надзором двух механиков – Виллиама Симса и Виллиама Блисс-Роуеда,  они, вероятно,  и изготовили модель.

В то время прибывающие в Санкт-Петербург грузы растаможивали и распаковывали в Кронштадте. Инженер Виньоль обратился через главноуправляющего путями сообщения России Петра Андреевича Клейнмихеля с просьбой к императору Николаю I, «так как некоторые части модели очень деликатной работы, и могут быть испорчены неопытным обращением» позволить провести досмотр и сборку только на месте установки модели и исключительно механиками, сопровождающими ее из Англии. Император пошел навстречу инженеру, и дал разрешение модель будущего моста собирать в «Нижнем коридоре Посольского подъезда» Зимнего дворца.

В начале ноября груз прибыл в Кронштадт. Случился казус, 12 ящиков привезли сразу во дворец, а оставшиеся три, «в которых заключались основные части модели» выдали только после обращения П.А. Кленмихеля к министру финансов. В это время механики жили в гостинице «Бенсон» и ждали приказа явиться на распаковку и сборку.  Наконец, утром 10 ноября 1849 г. все ящики доставили в коридор Зимнего дворца, где под руководством инженера Виньоля и трех английских специалистов Виллиама Симса, Виллиама Блисс-Роуеда, Джебеца Джемса взялись за сборку модели. Сколько точно продлилась эта работа не известно, но уже 6 декабря последовал указ о награждении Виньоля орденом Святой Анны 2-й степени. Механиков тоже не забыли, им были выданы каждому по перстню с бриллиантами и денежное вознаграждение (Джебецу Джемсу – 400 р., Виллиаму Симсу – 300 р., Виллиаму Блисс-Роуеду – 250 р.) Из этого можно предположить, что императору модель понравилась.

Однако уже 22 декабря 1849 г. генерал-майор Кроль докладывал главноуправляющему путями сообщения «модель цепного моста через р. Днепр в Киеве из Императорского Зимнего Дворца перенесена без повреждений и установлена в здании Института Корпуса инженеров путей сообщения». Вероятно, императору было известно о коллекции моделей института, в которой были представлены мосты различных конструкций, и он решил, что его подарок займет достойное место. Продолжение следует…

Другие новости

УРОК КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В МУЗЕЕ МОСТОВ
Стартовала Олимпиада школьников по истории инженерного де...
Конкурс читательских рекомендаций «Хит сезона»
Говорят, мосты говорят!
«Поезд отправляется»!
Мастер-класс «Как рождается модель» (6+)
Мастер-класс «Моя Красная стрела»
Мастер-класс «Строим мост Леонардо да Винчи»
Путешествие в город мостов
НОВЫЙ ГОД
День рождения в музее!
«По царскому указу»
«Куда приводят мосты»
«Страна Мостляндия»
«Тайный язык железной дороги»
Квест «ЗаКЛЮЧительное расследование»
От паровоза до Сапсана
Бери саквояж! Отправляемся в XIX век.
История Великого Сибирского пути с посещением фондов музе...
Физика. Паровые двигатели
Метрополитен: как это работает?
учебный день в музее
Занятие-расследование для студентов и старших школьников ...
Профориентационное занятие «Августин Бетанкур и инженеры ...
Тематическое занятие «Вагоностроение и логистика грузовых...
«Олимпиада школьников по истории инженерного дела»
Открытая городская музейно-историческая игра «Мосты Петер...
Конкурс «Рождественский поезд» и «Новогодние огни мостов»