Модель водопроводного моста-акведука через Обводной канал в Санкт-Петербурге
В Музее мостов представлен экспонат Водопроводного моста на Обводном канале в Санкт-Петербурге.
В 1816-1821 гг. при строительстве Обводного канала пришлось решать проблему проведения двух «водных дорог» — Лиговского и Обводного каналов, в разных уровнях. Расчетом свода водопроводного моста в 1818 г. занимался П.П. Базен, а в 1817-1820 гг. руководил работами по сооружению. Инженер Базен спроектировал необычное для Санкт-Петербурга сооружение — однопролетный водопроводный мост (мост-акведук) длиной 25,6 м для пропуска вод Лиговского канала над Обводным каналом. Отверстие моста перекрывалось очень пологим гранитным сводом с деревянными водопроводными руслами для пропуска Лиговского канала.
Модель моста-акведука выполнили в 1820-е гг. из дерева в масштабе 1:56 в мастерских Института Корпуса инженеров путей сообщения. На модели закреплены две памятные медные таблички с надписью на русском и французском языке: «Мост водопроводный построенный на Обводном канале. Модель выполнена в мастерских Института по приказу его королевского высочества герцога Александра Вюртембергского». В то время Александр Виртембергский возглавлял Главное управление путей сообщения и уделял внимание сохранению истории сооружений в моделях, выделяя на это немалые средства.
К 1834 г. Обводный канал, открытый для судоходства, стал южной границей города, его длина составила 10,6 км, ширина более 20 м. К середине XIX в. Лиговский канал пришел в запустение и постепенно его засыпали, а мосты реконструировали. Срок службы мостов деревянных составлял не более 30 лет, каменные и чугунные могли служить значительно дольше. Но, мост-акведук в 1846-1848 гг., в связи с проблемами конструкции (свод начал проседать), перестроил инженер путей сообщения А.Н. Ераков. История мостов на Обводном канале в первой половине XIX в. сохранилась в музейных моделях.