Кёниг Иоанн Феофилович
Кёниг Иоанн Феофилович ( 10.03.1822 — 05.11.1880 )
В знак уважения подчинённые называли директора Николаевской железной дороги королём. Это не случайно, ведь именно так переводится с немецкого его фамилия – Кёниг.
Выпускник Института корпуса инженеров путей сообщения 1843 года. По окончании Института получил назначение в Южную дирекцию строительства Петербургско-Московской железной дороги, работал на строительных объектах под руководством Николая Осиповича Крафта — своего недавнего преподавателя. По его поручению, Кёниг занимался проектированием вокзалов 3-го и 4-го классов, построенных впоследствии в Вышнем Волочке и Лихословле.
Особое усердие, трудолюбие, таланты инженерной мысли позволили Кёнигу в 1852 году стать начальником 1-го отделения магистрали.
В этой должности молодой железнодорожник пробыл одиннадцать лет и приобрёл совершенно бесценный для России того времени опыт управленца на только что построенной первой магистральной линии. Возможно, поэтому в начале 1863 года его пригласили на должность директора только что построенной Московско-Нижегородской железной дороги.
Кёниг сам занимался проектированием мостов, что позволило ему, совместно с И.Ф.Рербергом составить проект Бородинского моста в Москве, который был построен в 1868 году.
С 1868 по 1880 годы Иоанн Феофилович Кёниг возглавлял Николаевскую железную дорогу. Эти годы были ознаменованы золотым периодом её работы, подлинному расцвету. По полученному чистому доходу дорога занимала в то время первое место среди магистралей Российской империи при её высокой надёжности и безопасности эксплуатации. Вот тогда-то работники Николаевской с удовольствием говорили: «Дождались мы своего короля!»
Кёниг, заботясь о безопасности движения, заменил железные рельсы стальными, а деревянные мосты – металлическими. Первым в России он ввёл в график курьерские поезда. При нём была существенно улучшена сигнализация, вдвое увеличилось количество локомотивов, втрое – число вагонов. По распоряжению директора на дороге появились комиссии по улучшению условий труда и быта, значительно выросли заработки. Наконец на Николаевской открылись дешёвые столовые для находившихся на службе железнодорожников.
Иоанн Феофилович Кёниг умер внезапно 5 ноября 1880 года в возрасте 58 лет. Его преждевременная кончина стала невосполнимой утратой, горечью и скорбью для железнодорожного сообщества. В день похорон на станциях Николаевской железной дороги были установлены портреты директора магистрали. Провожали в путь великого управленца 1500 человек.
Место для могилы выбрали на краю погоста, чтобы мимо неё проходили поезда его Николаевской дороги. На народные деньги был воздвигнут необычный памятник – гранитная пирамида с надписью «Незабвенному начальнику-учителю признательные ученики» и огромным крестом из рельсов, лежавших на линии во время директорства Ивана Кёнига.
Памятник Королю и сегодня виден из окна поезда недалеко от остановочного пункта Обухово. Правда, туда могила Кёнига была перенесена в 2001 году. На её первоначальном месте сегодня находится парк сортировочной станции Октябрьской дороги. По сути, перенесённый обелиск стал памятником всем тем, кто строил первую в России магистраль, самым ранним поколениям железнодорожников.





























