Комиссар отряда «Дзержинец» на БАМе Анатолий Александрович Песков
В этот знаменательный юбилейный год 50-летия начала строительства Байкало – Амурской Магистрали, комсомольцы- добровольцы семидесятых, участвовавшие в этом грандиозном проекте, вспоминают былые дни, дни своей молодости. Открывают запылённые альбомы с фотографиями, листают пожелтевшие страницы бережно хранимых газет.
Вот и Председатель Правления Региональной Общественной Организации «Бамовское Содружество» Санкт Петербурга и Ленинградской области, а в прошлом комиссар отряда «Дзержинец», Анатолий Александрович Песков делится рассказом о себе, напечатанном в газете «Тосненский Вестник» 23 октября 2013 г.
Фотография с комсомольского билета.
Выдержки из статьи «Комиссар Песков»:
«Анатолия Пескова знают многие тосненцы – как старшее поколение, так и молодёжь. Он был депутатом Тосненского Городского поселения прошлого созыва, устроитель соревнований по футболу на болоте, конкурсов красоты. Его голова всегда занята разработкой какой-нибудь креативной идеи. А ещё он давнишний друг нашей газеты. Пожелтевшие экземпляры «Ленинского Знамени» почти 30-летней давности открыли позабытые факты жизни этого человека.
Анатолий Песков участвовал в строительстве Байкало-Амурской магистрали. И вот что рассказывают нам страницы старой газеты.
Письма Тосненцев с Ударной Всесоюзной комсомольско-молодёжной стройки:
«Когда меня пригласили в Горком Комсомола и предложили стать комиссаром отряда, я поначалу даже не знал, что ответить. Ведь до этого я был рядовым бойцом. Доверие Горкома ободряло, но всё же где-то подспудно шевелилась мысль: «А справлюсь ли?» Не скрою, первые дни работы в отряде были трудны не столько физически, сколько морально. Ведь на моей ответственности находилось тридцать два человека, кроме того, предстояло ещё сплотить в единый коллектив совершенно незнакомых друг другу людей. Я очень благодарен командиру отряда Володе Зенкевичу, который помог мне найти правильную линию поведения, умело и незаметно поправляя меня. И, вскоре, я почувствовал, что значит на самом деле быть комиссаром отряда. Это не только забота о производственных делах, об организации быта и отдыха бойцов-комсомольцев, не только налаживание спортивных соревнований и шевских связей. Прежде всего – это создание коллектива, который был бы готов к выполнению любых задач, стоящих перед отрядом. Насколько я справлюсь с этим, судить не мне, но что касается отряда, в том числе и наших тоснинцев, а среди них Саша Греченков, Саша Бутин, Женя Коптев, Гена Мельников и другие, то 1 место по эшелону за октябрь и первую половину ноября в соцсоревнованиях с другими отрядами служит достаточно убедительной характеристикой нашего коллектива. И каждый боец отряда приложит все силы, чтобы не сдать завоёванных позиций!» 18 декабря 1974 г.
На ударной стройке киришского «Биохима» комсомольцы научились плотничать, бетонировать, готовить опалубку, штукатурить и ещё многому другому. Анатолий Песков комиссар отряда со страниц «Ленинского Знамени» от 31 января 1975 г. говорит: «Пройти такую школу, как «Биохим» – значит научиться гражданственности».
Желающих попасть на строительство БАМа было много. В Центральный Комитет комсомола приходили тысячи заявлений добровольцев. Об этом мы читаем в интервью с секретарём Обкома Комсомола Валерием Сидоровым газете «Смена» от 13 декабря 1974 г.:
«600 ленинградцев станут первыми строителями нового города на БАМе. ……..Вот почему мы будем готовить бойцов, как готовят десантников, – в расчёте на любую ситуацию, на полное самообеспечение и контроль. В расчёте только на самих себя, своё мужество и волю. И условия для получения рекомендации для работы на БАМе: строительная специальность плюс среднее образование. Доброволец-коммунист или комсомолец. Кроме того, БАМу нужны ребята уже отслужившие в армии, холостые. Обязательно также чтобы доброволец отработал в рекомендуемой организации не меньше года….
Это самая северная точка Байкала, единственное место, где БАМ выходит к великому озеру. И здесь пройдёт один из самых сложных участков трассы….. Условия, особенно для конструкторов очень сложные, большой перепад температур, вечная мерзлота на отдельных участках трассы и так далее.»
А следом «Смена» публикует письмо бойцов строительного отряда «Дзержинец», которые впоследствии попали на строительство …
Среди 17 подписей значится и знакомое нам имя Анатолий Песков.
«Мы, бойцы комсомольско-молодёжного строительного отряда «Дзержинец», обращаемся с просьбой направить нас на строительство Байкало-Амурской Магистрали. Работая на ударной стройке в Киришах, мы хорошо узнали друг друга, почувствовали силу коллектива, его возможности.
Мы гордимся тем, что принимаем участие в строительстве завода. Мы поняли здесь, что можем сделать для нашей Родины ещё больше. У нас дружный отряд. Отправьте нас на самый трудный участок БАМа!»
Подписи: В. Зенкевич – командир «Дзержинца», А Песков – комиссар,
В Махов – мастер, Т. Прима, Г. Соколова, А Шибалдин, А. Алексеев,
А. Дубинин, Е. Багрова, Т. Ваганова, Н. Безлепкина, Н. Михайлина,
Н. Леонтьева, Ю. Алексеев, Л. Зоря, А. Греченков.
Подготовила А. Куртова»
Так заканчивается статья о комиссаре Анатолии Пескове.
Мечта бойцов отряда «Дзержинец» и комиссара Анатолия Пескова осуществилась! Они отправились на строительство БАМа в апреле 1975 с первым эшелоном « Комсомолец Ленинграда» и строили в глухой тайге посёлок Новый Уоян, прорубали просеку под трассу на Бурятском участке БАМа, но это уже другая история.
А герой нашего рассказа, Анатолий Александрович Песков, в настоящее время вместе со своими друзьями- БАМовцами готовится к юбилею БАМа, встречается с молодёжью родного города Тосно, делится с ними своим богатым опытом не только в работе с людьми и строительстве Байкало-Амурской магистрали, но и об участии в подготовке и проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, чему подтверждение Медаль и Грамота к медали от Президента Российской Федерации В. В. Путина.
Материал подготовила Т. Г. Пескова.