История подстаканника и чаепития на железных дорогах России
История чаепития в России начинается с 1638 года, когда монгольский хан Алтын-хан прислал царю Михаилу Федоровичу необычный подарок – 4 пуда чайного листа. При царском дворе высоко оценили новый напиток. В Европу чай поступал из стран Востока и колониальных владений Великобритании, Франции, Испании, Голландии. В основном чай считался благородным напитком для знати, и прошло много времени, прежде чем колониальный товар, а именно чай, стал доступным напитком для всех.
Подстаканник появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах? В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме, и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе.
Расцвет подстаканника приходится на вторую половину XIX века, когда ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты — даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки — например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма — польские мастера представили парные подстаканники «На двоих», что очень романтично. Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры — Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.
Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах при министре путей сообщения С.Ю. Витте. Однако никаких документальных свидетельств этого факта не сохранилось. Первыми чай в вагонах начали подавать проводники Сибирского поезда прямого сообщения, который курсировал с 1898 г. между Москвой и Иркутском.
Паровозы каждые 100 км надо было заправлять водой, что обуславливало частые и достаточно продолжительные (не менее 30 минут) стоянки на станции. Пассажиры использовали это время, чтобы сбегать за кипятком в специальные помещения, так называемые «кубовые», где круглосуточно можно было получить кипяток. Пассажиры III класса ходили в кубовые сами с собственными чайниками, для пассажиров I и II классов это делали проводники. Возможность получить кипяток на станциях — тоже одно из важнейших проявлений гуманности железной дороги. По возвращении в вагон чай заваривался и, как только поезд отправлялся – можно было приступать к чаепитию.
После революции 1917 г. подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь рабочие и крестьяне пили чай в подстаканниках – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Подстаканник приобрёл невиданную популярность в годы НЭПа, когда люди ассоциировали подстаканник с символом уюта. Первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. На подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, на подстаканнике изображались портреты вождей – Ленина и Сталина, а также изображения рабочих, сражающихся за революционные идеалы.
После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину. Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод «Северная чернь» делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 г., делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С. Пушкина.
Когда в 1946 г. начали строить современные цельнометаллические вагоны (ЦМВ), надобность в будках «Кипяток» на станциях отпала. В этих вагонах стали устанавливать сначала самовары, а затем и кипятильники непрерывного действия – титаны. Пассажирам стало, конечно, приятнее, когда кипяток начали наливать непосредственно в вагоне.





























